Колонизаторы настольная. Тринадцать подвигов беллерофонта. Содержимое коробки базовой версии

Игра рассчитана на 3 или 4 игроков.

Создание игрового поля

Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши. Карточки «суша» бывают 6 типов - см. «Ресурсы».

Затем остров окружается 18 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» (см. «Порты») и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.

Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).

На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.

Ресурсы и постройки

В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития (см. «Карточки развития»).

Цены на постройки:

  • «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.

Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения - новое поселение можно построить только в месте соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.

Место, занятое поселением, городом или дорогой не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.

Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.

Начало игры

После сбора игрового поля начинается игра:

  1. Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
  2. Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
  3. Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
  4. Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
  5. Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
  6. Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
  7. Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал - по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.

Ход

  1. Бросок кубиков ;
  2. Фаза строительства.

Бросок кубиков

Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город - две.

В случае выпадения суммы 7 - ресурсы не приносятся, см. «Разбойник».

Фаза строительства

Во время фазы строительства игрок может:

  • Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
    • для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
    • для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
    • для строительства города (точнее - трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
  • Менять ресурсы:
    • в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
    • в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • с другими игроками - по договорённости;

Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,

  • Покупать карточки развития;
  • Играть карточки развития - не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;

По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Разбойник

Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

  1. Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
  2. Игрок, выбросивший 7 должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
  3. Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры

Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).

  • Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
  • Два очка начисляется за каждый построенный город.
  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.

Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен город другого игрока. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.

  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.

Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.

  • Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.

Карточки развития

Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку "Победный пункт" можно сыграть в тот же ход, что и получить).

Карточки бывают 5 типов:

  • «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь» игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;

Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.

  • «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
  • «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
  • «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
  • «Прогресс / Победный пункт». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.

За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек "Победный пункт"). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Рекомендуется открывать карточки "Победный пункт" только когда это даст немедленную победу.

Содержимое фирменной коробки

  • Правила игры
  • 19 гексов Суши:
    • Леса (4 гекса)
    • Пастбища (4 гекса)
    • Пашни (4 гекса)
    • Холмы (3 гекса)
    • Горы (3 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 6 Морских частей с 9 Гаванями
  • 95 карт Сырья (по 19 каждого вида):
  • 25 карт развития:
    • Рыцарь (14 штук)
    • Прорыв (6 штук)
    • Победные очки (5 штук)
  • 4 карты цены строительства, 2 особые карты:
    • Самый длинный торговый путь
    • Самая большая армия
  • Игровые фишки (четырёх цветов):
    • 16 городов
    • 20 поселений
    • 60 дорог
  • Фишка «Разбойник»
  • 18 номерных жетонов
  • 2 кубика

Расширения игры

Расширение на 5-6 игроков

Расширение на 5-6 игроков представляет собой дополнительный набор карточек «Суша» и «Море», увеличивающих остров. Это расширение также содержит необходимый набор фишек для пятого и шестого игрока, а также дополнительные карточки развития описанных выше типов.

Кардинальное отличие расширения от оригинальной игры состоит в том, что по окончании фазы строительства игрока, бросившего кубики, наступает не новый ход, а фаза упрощённого строительства всех игроков по часовой стрелке. Во время этой фазы игроки могут только строить или покупать карточки развития, но не могут торговать (кроме как с активным игроком) ни играть карточки развития.

Джунгли

Расширение «Джунгли» в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене карточки игрового поля «Пустыня» на карточку «Джунгли». В ходе игры игроки могут исследовать Джунгли и совершать полезные открытия. Когда на кубиках выпадает число, равное номеру жетона, лежащего на гексе Джунгли, каждый игрок, обладающий Поселениями или Городами на углу это шестиугольника отправляется делать «открытия». Как и в случае с ресурсами - Поселения приносят по одному «открытию», а Города по два.

«Открытия», в отличие от других ресурсов не изображаются карточками и не входят в состав игры, для них надо использовать подручные средства (например, пуговицы или монеты). Их не могут похищать разбойники, на них не распространяется действие Монополии или Изобретения, их нельзя обменивать при торговле. «Открытия» помогают при покупке карт Развития: каждая из фишек может заменить любой необходимый для покупки этой карты ресурс. При покупке карты Развития может быть использовано от 1 до 3 фишек. Пример: игрок может купить карту Развития за 1 Руду и 2 фишки Открытий или за 1 Шерсть, 1 Зерно и 1 фишку Открытия.

Большая река

Расширение «Большая река» также в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене во время создания игрового поля карточек «Уголь», «Дерево» и «Пустыня» на тройную карточку «Река», верхняя часть из которой представляет гору, средняя лес, нижняя - золотой прииск. Вводится запрет строительства поселений на берегу реки во время начала игры, строительство поселений на золотом прииске приносит дополнительные очки.

Мореходы

Это расширение добавляет к оригинальной игре возможность играть на островах и архипелагах произвольной конфигурации.

Для этого в комплект поставки включены:

  • дополнительные карточки «Суша» и «Море»;
  • фишки «Корабль» - корабли играют ту же роль, что и дороги, но могут быть построены на границу карточки «Море», таким образом, на берегу острова можно иметь либо дорогу, либо корабль. Стоимость постройки одного корабля = «Дерево» + «Баран»;

Внимание: дорогу нельзя продолжить кораблём, и наоборот. В то же время, при подсчёте длины дороги (для выяснения самой длинной) можно одновременно учитывать сегменты дорог и кораблей, связанные друг с другом через посёлки или города. Внимание: отличие корабля от дороги заключается в большей гибкости первого. Действительно, однажды построенная дорога не может быть сдвинута на другое место, в случае с кораблём это не так. Во время фазы строительства игрок имеет право снять любой из своих кораблей (максимум один за ход) и переставить его во время этого же хода, соблюдая те же правила, как если бы он покупал и строил этот корабль.

  • фишка «Пират» - играет роль, схожую с ролью «Разбойника». После выбрасывания 7 (или игры карточки развития «Рыцарь») игрок может переставить либо разбойника, либо пирата на новую клетку . Пират при этом ставится на клетку «Море», позволяет вытащить карточку ресурса у игрока, чей корабль находится на данной клетке и блокирует развитие морских путей этой клетки (то есть, пока пират находится на этой клетке, невозможно ни строить новые корабли на ней, ни перемещать с неё уже существующие);

В комплект игры входит также буклет с предлагаемыми сценариями игры:

  • Существуют сценарии в виде заранее заготовленных карт архипелагов.
  • Существуют также сценарии в виде правил для раскладывания карточек при формировании нового игрового поля.
  • Существуют сценарии, где карта мира не видна игрокам в начале игры, а формируется по мере продвижения их кораблей: по достижении кораблём пустого места на (заранее ограниченном) игровом столе тянется карточка из перемешанных карточек «Суша» и «Море». Если выпадает «Суша», аналогично тянется жетон с цифрой, а открывшему сушу игроку вручается карточка соответствующего ресурса.
  • В некоторых сценариях вручаются дополнительные победные очки за колонизацию нового острова архипелага (варианты: за первую колонизацию острова, за колонизацию острова, на котором не было поставлено изначально колоний данного игрока).
  • В некоторых сценариях присутствует новый тип суши - «Золотая река». Каждый раз, когда золотая река приносит ресурс, игрок может выбрать один из пяти ресурсов базовой версии.

Города и рыцари

Наиболее сильно изменившее базовую игру расширение.

Основные отличия от базовой версии:

  • Игра ведётся до 13 очков;
  • В начале игроки строят не два поселения, а поселение, а затем город;
  • Одна из пустых (то есть без порта) клеток «Море» заменяется на клетку «Продвижение пиратов» с 7 клетками. На дальнюю от острова ставится корабль пиратов, ближняя к острову клетка помечена знаком «Сражение»;
  • В игру вводятся три новых ресурса - «Товары», базовые ресурсы называются «Сырьё». Сырью «Дерево» соответствует товар «Бумага», сырью «Шерсть» - товар «Ткань», сырью «Руда» - товар «Монеты». Для «Зерна» и «Кирпичей» товары не вводятся. Город по прежнему приносит два ресурса вместо одного, но если для соответствующего сырья существует товар, то один ресурс выдаётся сырьём, другой - товаром;
    • Товары служат для строительства городских сооружений. Несмотря на название, городские сооружения не привязываются к какому-то конкретному городу (и даже не требуют наличия города у игрока), они являются достижением всей колонии данного игрока. Для отслеживания построек каждому игроку выдаётся книжка с перекидывающимися страницами, разрезанными на три части. Каждая часть соответствует городским сооружениям одного типа: торговые здания, политические здания и научные здания;
    • Для постройки здания необходимо заплатить некоторую сумму соответствующих товаров: ткань для торговых зданий, монеты для политических, бумага для научных. Первое здание каждого типа стоит одну единицу соответствующего товара, второе - два, и так далее до последнего здания в каждой категории, которое требует 5 карточек соответствующего товара;
    • Здания дают возможность получать карточки развития. В данном расширении возможность покупать карточки отсутствует, да и сами карточки заменяются на три набора карточек, соответствующих трём типам товаров и трём типам городских сооружений: торговые карточки развития, политические и научные;
    • Третье городское сооружение каждой категории даёт бонус в игре:
      • Третье городское торговое сооружение (линия ткани) даёт право покупать одну карточку любого сырья или товара за две одинаковых карточки любого товара;
      • Третье городское политическое сооружение (линия монет) даёт право повышать уровень рыцарей до третьего;
      • Третье городское научное сооружение (линия бумаги) даёт право получать один сырьевой ресурс, если бросок кубиков не даёт вам права получить ресурсы согласно базовым правилам. Это право не распространяется на выбрасывание 7;
  • Один из кубиков заменяется на аналогичный красного цвета, плюс вводится третий кубик (кубик события) с тремя чёрными гранями, одной жёлтой, одной синей и одной зелёной. Во время броска кубиков бросаются все три:
    • Если кубик события показывает чёрный цвет, корабль пиратов продвигается на одну клетку по направлению к острову;
    • Если кубик события показывает другой цвет, то игрокам, построившим городские сооружения соответствующего цвета, на карточке которых нарисовано число, выпавшее на красном кубике, получают по карточке развития соответствующего цвета.

Уточнение: первое здание в каждой категории даёт право на получение карточки развития при выпадении нужного цвета на кубике события и 1 или 2 на красном кубике. Каждое последующее здание категории добавляет одну цифру к цифрам, которые можно выбросить на красном кубике для получение карточки развития.

  • Как было уже замечено, карточки развития не покупаются, а получаются после броска кубиков. Карточки развития можно играть во время фазы строительства (кроме случаев, чётко оговорённых на самих карточках - пример, карточка «Алхимик»). За один ход можно играть сколько угодно карточек. На руках нельзя держать одновременно более 4 карточек;

Внимание: если после броска кубиков игроком ему приходит пятая карточка, он сначала получает пятую карточку, затем обязан сбросить одну из пяти карточек, и только потом может играть оставшиеся у него на руках карточки.

  • Появляется новый элемент - «Крепостная стена». Стоимость постройки - 2 карточки «Кирпичи». Фишка «Крепостная стена» ставится под фишку «Город». После выпадения 7 игроку разрешается держать на руках «7 + 2 * количество построенных крепостных стен» карточек ресурсов. В случае превышения этого количества, игрок обязан сдать в банк половину имеющихся карточек (с округлением вниз).
  • В игру вводятся новые фишки - рыцари:
    • Каждый игрок получает по две фишки рыцарей своего цвета первого уровня, по две - второго, и по две - третьего. Фишки «Рыцарь» имеют две отличающиеся стороны: пассивное состояние (изображение головы рыцаря в шлеме) и активное состояние (руки в латах, в количестве равном уровню рыцаря);
    • Заплатив «Шерсть» + «Руда» можно установить фишку «Рыцарь первого уровня» на поле. Рыцарь ставится на угол карточки «Суша», к которой подходит одна из дорог игрока, при условии, что на этом углу не стоит никакой другой фишки. В отличие от установки поселения или города, не существует правила, запрещающего ставить рыцаря слишком близко от другого рыцаря или поселения/города;
    • Заплатив ещё раз «Шерсть» + «Руда», игрок может поднять уровень рыцаря на 1 пункт;
    • Игрок не имеет права повышать своего рыцаря до третьего уровня, пока он не построил третье городское военное сооружение;
    • Заплатив «Зерно» можно активировать рыцаря - его фишка переворачивается активной стороной вверх;
    • Активный рыцарь имеет право совершить одно из следующих действий:
      • Прогнать разбойника, находящегося на соседней с рыцарем клетке. Отыгрывается это так же, как и игра карточки развития «Рыцарь» из базовой версии;
      • Пройти по дороге игрока на любую другую свободную точку. Если рыцарь становится при этом на точку, через которую проходит дорога другого игрока, дорога считается разорванной так же, как и в случае строительства там города первым игроком;
      • Сдвинуть чужого рыцаря при условии, что его уровень ниже уровня данного рыцаря, и что он стоит в точке, куда ведёт дорога игрока, на которой стоит рыцарь. при этом рыцарь занимает данную точку, а стоявший там рыцарь другого игрока сдвигается на любую точку своей дороги его хозяином;

Внимание: только что активированный рыцарь не имеет права совершать действия во время этого же хода. Внимание: совершив действие, рыцарь дезактивируется, но может быть активирован в этом же ходу, если игрок заплатит «Зерно».

  • Когда корабль пиратов доходит до клетки «Сражение», считается количество построенных на острове городов, и количество активированных рыцарей (рыцарь второго уровня считается за двоих и т. д.):
    • Если количество городов не превышает количество активированных рыцарей, атака считается отбитой:
      • Корабль пиратов возвращается на исходную клетку;
      • Игрок, выставивший самую сильную армию получает одно очко (карточка «Спаситель Катана»). В случае равенства сил двух и более армий, выставившие их игроки получают право на одну бесплатную карточку развития, цвет карточки на выбор игрока;
    • Если количество активных рыцарей меньше количества городов на острове, пираты побеждают:
      • Все активированные рыцари становятся не активными;
      • Игрок, выставивший самую слабую армию, теряет один город (заменяет его на поселение) на свой выбор. В случае равенства - все игроки, выставившие самую слабую армию теряют по городу;
  • Игрок, первым построивший городское сооружение 4 уровня в какой-то категории получает право назначить один из своих городов столицей:
    • На город надевается специальная фишка;
    • Игрок получает 2 дополнительных очка. Эти очки перейдёт к другому игроку, если тот построит городское сооружение 5 уровня в данной категории раньше данного игрока;
    • Город, который является «столицей» становится неуязвим для атак пиратов (то есть не может быть разрушен, даже если пираты победили в сражении, и игрок выставил самую слабую армию.
Колонизаторы
Игроков 3-4 (5-6 с дополнением)
Возраст 10+
Подготовка к игре 2-5 минуты
Длительность партии 1-4 часа
Сложность правил Средняя
Уровень стратегии Средний
Влияние случайности Начальная расстановка, бросок кубиков, карты развития
Развивает навыки Стратегия, Торговля
Колонизаторы на Викискладе

Создание игрового поля

Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши. Карточки «суша» бывают 5 типов - см. «Ресурсы».

Затем остров окружается 6 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» (см. «Порты») и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.

Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).

На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.

Ресурсы и постройки

В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития (см. «Карточки развития»).

Цены на постройки:

  • «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.

Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения - новое поселение можно построить только в месте, соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.

Место, занятое поселением, городом или дорогой, не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.

Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.

Начало игры

После сбора игрового поля начинается игра:

  1. Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
  2. Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
  3. Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
  4. Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
  5. Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
  6. Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
  7. Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал - по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.

Ход

  1. Бросок кубиков ;
  2. Фаза строительства и обмена

Бросок кубиков

Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город - две. В случае, если карточки с нужным ресурсом закончились, они не выдаются.

В случае выпадения суммы 7 - ресурсы не приносятся, см. «Разбойник».

Фаза строительства

Во время фазы строительства игрок может:

  • Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
    • для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
    • для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
    • для строительства города (точнее - трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
  • Менять ресурсы:
    • в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
    • в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • с другими игроками - по договорённости;

Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,

  • Покупать карточки развития;
  • Играть карточки развития - не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;

По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Разбойник

Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

  1. Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
  2. Игрок, выбросивший 7, должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
  3. Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры

Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).

  • Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
  • Два очка начисляется за каждый построенный город.
  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.

Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен чужой город или поселение. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.

  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.

Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.

  • Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.

Карточки развития

Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку "Победный пункт" можно сыграть в тот же ход, что и получить).

Карточки бывают 5 типов:

  • «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь», игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;

Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.

  • «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
  • «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
  • «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
  • «Прогресс / Победное очко». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.

За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек "Победное очко"). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Карточки "Победное очко" рекомендуется открывать только когда это даст немедленную победу.

Содержимое коробки базовой версии

  • Правила игры
  • 19 гексов Суши:
    • Леса (4 гекса)
    • Пастбища (4 гекса)
    • Пашни (4 гекса)
    • Холмы (3 гекса)
    • Горы (3 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 6 Морских частей с 9 Гаванями
  • 95 карт Сырья (по 19 каждого вида):
  • 25 карт развития:
    • Рыцарь (14 штук)
    • Прорыв (6 штук): 2 карты строительства 2 дорог, 2 карты взятия любого ресурса, 2 карты монополии на сырье
    • Победные очки (5 штук)
  • 4 карты цены строительства, 2 особые карты:
    • Самый длинный тракт
    • Самая большая армия
  • Игровые фишки (четырёх цветов):
    • 16 городов
    • 20 поселений
    • 60 дорог
  • Фишка «Разбойник»
  • 18 номерных жетонов
  • 2 кубика

Расширения игры

Расширение на 5-6 игроков

Расширение на 5-6 игроков представляет собой дополнительный набор карточек «Суша» и «Море», увеличивающих остров, а также набор фишек для пятого и шестого игрока.

Кардинальное отличие расширения на 5-6 игроков

Отличие от оригинальной игры состоит в том, что по окончании фазы строительства игрока, бросившего кубики, наступает не новый ход, а фаза упрощённого строительства всех игроков по часовой стрелке. Во время этой фазы игроки могут только строить или покупать карточки развития, но не могут торговать (кроме как с активным игроком) и разыгрывать карточки развития.

Содержимое коробки

  • Правила игры
  • 11 гексов Суши:
    • Леса (2 гекса)
    • Пастбища (2 гекса)
    • Пашни (2 гекса)
    • Холмы (2 гекса)
    • Горы (2 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 4 Морских частей размером в 1 гекс
  • 25 карт Сырья (по 5 каждого вида)
  • 9 карт развития:
    • Рыцарь (6 штук)
    • Прорыв (3 штук): 1 карта строительства 2 дорог, 1 карта взятия любого ресурса, 1 карта монополии на сырье
  • 2 карты цены строительства
  • Игровые фишки (двух дополнительных цветов):
    • 8 городов
    • 10 поселений
    • 30 дорог
  • 28 номерных жетонов (на замену жетонам основной игры):
    • по 2 жетона номеров 2 и 12
    • по 3 жетона номеров 3,4,5,6,8,9,10,11

Джунгли

Расширение «Джунгли» в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене карточки игрового поля «Пустыня» на карточку «Джунгли». В ходе игры игроки могут исследовать Джунгли и совершать полезные открытия. Когда на кубиках выпадает число, равное номеру жетона, лежащего на гексе Джунгли, каждый игрок, обладающий Поселениями или Городами на углу этого шестиугольника отправляется делать «открытия». Как и в случае с ресурсами - Поселения приносят по одному «открытию», а Города по два.

«Открытия», в отличие от других ресурсов не изображаются карточками и не входят в состав игры, для них надо использовать подручные средства (например, пуговицы или монеты). Их не могут похищать разбойники, на них не распространяется действие Монополии или Изобретения, их нельзя обменивать при торговле. «Открытия» помогают при покупке карт Развития: каждая из фишек может заменить любой необходимый для покупки этой карты ресурс. При покупке карты Развития может быть использовано от 1 до 3 фишек. Пример: игрок может купить карту Развития за 1 Руду и 2 фишки Открытий или за 1 Шерсть, 1 Зерно и 1 фишку Открытия.

Большая река

Расширение «Большая река» также в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене во время создания игрового поля карточек «Уголь», «Дерево» и «Пустыня» на тройную карточку «Река», верхняя часть из которой представляет гору, средняя лес, нижняя - золотой прииск. Вводится запрет строительства поселений на берегу реки во время начала игры, строительство поселений на золотом прииске приносит дополнительные очки.

Мореходы

Это расширение добавляет к оригинальной игре возможность играть на островах и архипелагах произвольной конфигурации.

Для этого в комплект поставки включены:

  • дополнительные карточки «Суша» и «Море»;
  • фишки «Корабль» - корабли играют ту же роль, что и дороги, но могут быть построены на границу карточки «Море», таким образом, на берегу острова можно иметь либо дорогу, либо корабль. Стоимость постройки одного корабля = «Дерево» + «Шерсть»;

Внимание: дорогу нельзя продолжить кораблём, и наоборот. В то же время, при подсчёте длины дороги (для выяснения самой длинной) можно одновременно учитывать сегменты дорог и кораблей, связанные друг с другом через посёлки или города. Внимание: отличие корабля от дороги заключается в большей гибкости первого. Действительно, однажды построенная дорога не может быть сдвинута на другое место, в случае с кораблём это не так. Во время фазы строительства игрок имеет право снять любой из своих кораблей (максимум один за ход) и переставить его во время этого же хода, соблюдая те же правила, как если бы он покупал и строил этот корабль.

  • фишка «Пират» - играет роль, схожую с ролью «Разбойника». После выбрасывания 7 (или игры карточки развития «Рыцарь») игрок может переставить либо разбойника, либо пирата на новую клетку . Пират при этом ставится на клетку «Море», позволяет вытащить карточку ресурса у игрока, чей корабль находится на данной клетке и блокирует развитие морских путей этой клетки (то есть, пока пират находится на этой клетке, невозможно ни строить новые корабли на ней, ни перемещать с неё уже существующие);

В комплект игры входит также буклет с предлагаемыми сценариями игры:

  • Существуют сценарии в виде заранее заготовленных карт архипелагов.
  • Существуют также сценарии в виде правил для раскладывания карточек при формировании нового игрового поля.
  • Существуют сценарии, где карта мира не видна игрокам в начале игры, а формируется по мере продвижения их кораблей: по достижении кораблём пустого места на (заранее ограниченном) игровом столе тянется карточка из перемешанных карточек «Суша» и «Море». Если выпадает «Суша», аналогично тянется жетон с цифрой, а открывшему сушу игроку вручается карточка соответствующего ресурса.
  • В некоторых сценариях вручаются дополнительные победные очки за колонизацию нового острова архипелага (варианты: за первую колонизацию острова, за колонизацию острова, на котором не было поставлено изначально колоний данного игрока).
  • В некоторых сценариях присутствует новый тип суши - «Золотая река». Каждый раз, когда золотая река приносит ресурс, игрок может выбрать один из пяти ресурсов базовой версии.

Города и рыцари

Дополнение, значительно изменившее правила оригинальной игры, было выпущено в 1998 году. В игру вводятся другие карты развития, старые изымаются. Также вводится кубик с символами, а один из старых игровых кубиков меняется на красный. Заменяются карты цен строительства на новые, отображающие обновленные требования. Убирается карта "Самое большое войско", так как в новых картах развития нет карты "Рыцарь". Количество победных очков увеличивается до 13 . Дополнение совместимо с дополнением "Мореходы".

Купцы и варвары

Основная статья: Колонизаторы. Купцы и варвары (настольная игра)

В 2006 году Клаус Тойбер устроил опрос в сообществе по поводу их любимых игр в Колонизаторах. Самым частым оказался ответ "Варианты основной игры". Собрав все зарисовки, которые хранились в ящике стола более десяти лет, Клаус вместе с единомышленниками создал новый игровой комплект. Он состоит из восьми сценариев, которые не только полностью соответствуют теме "Варианты основной игры", но и дают возможность адаптировать игру под желания игроков. По сути своей данное дополнение является набором сценариев, совместимых с дополнением "Мореходы". Так как дополнение вносит новые игровые фигуры - совместимость с "Городами и рыцарями" лишь частичная.

)Риск » и связанные с ним игры.

С выпуском этой игры был создан бренд Catan Histories , включивший изданную в 2002 году игру Settlers of the Stone Age (Колонизаторы каменного века).

Награды

Русское издание «Колонизаторов»

Игра впервые выпущена в России в 2002 году компанией «Хобби-игры », которая и выбрала среди возможных переводов ставшее привычным русское название «Колонизаторы». В первом русском издании абсолютно все компоненты игры были сделаны в России, включая оригинальные пластиковые фишки дорог, поселений, городов и разбойника. Со временем российский издатель перешел на более качественные пластиковые миниатюры из европейских версий игры.

По состоянию на 2011 год права на русское издание «Колонизаторов» и других игр линейки принадлежат компании «Смарт» (наследнице «Хобби-игр»), а распространением занимается «Мир Хобби ». В России производятся следующие игры: «Колонизаторы», «Колонизаторы: Мореходы», «Колонизаторы: Города и рыцари», «Колонизаторы: Купцы и варвары», «Колонизаторы Юниор», «Колонизаторы. Европа», «Карточные Колонизаторы» и «Колонизаторы на кубиках», «Колонизаторы: Князья Катана», «Колонизаторы: Первопроходцы и Пираты».

Мировой чемпионат по настольной игре Колонизаторы 2012 г

В 2012 г. Россия впервые приняла участие в Мировом чемпионате (World Wide Catan Championship). В рамках Российского Чемпионата, в крупнейших городах России прошли отборочные туры (с 7 апреля по 13 мая), победители которых (49 игроков из 14 городов страны) отправились в Москву на финал 27 мая. После четырёх раундов выявился победитель - Сущевский Глеб, представитель команды Санкт-Петербурга, который представит Россию на мировом чемпионате 14-17 сентября в США.

Колонизаторы. Мореходы. (Catan — Seefahrer Erweiterung)

Сегодня будет особая атмосфера и вдумчивая захватывающая игра. Никакого баловства, только холодный трезвый расчет стратегической игры. Мы снова вернемся на остров Катан. Снова почувствуем запах свободы, соленый вкус моря, погуляем по острову и насладимся его красотой и изобилием, конечно, попытаемся его колонизировать. Только остров уже не тот, что прежде. А вот что произошло, и что мы будем делать дальше – все это узнаем в расширении к настольной игре : «Колонизаторы. Мореходы»(Catan — Seefahrer Erweiterung) . Специально для поклонников и для тех, кто только начинает свой путь колонизатора, наш подробный обзор к этой замечательной игре.

«Колонизаторы. Мореходы»(Catan — Seefahrer Erweiterung) это дополнение к классической настольной игре , поэтому необходим базовый набор.

Возраст : от 10 лет

Длительность игры: 1-4 часа;

Количество игроков: 3-4;

Примерная стоимость: от 1700 рублей.

В комплект игры входят:

Гексы — 19 морских и 11 сухопутных, 60 фишек кораблей, пират, 10 жетонов гавани, 2 кубика, также входят правила игры, где содержатся описания для 9 разных сценариев игры.

Правила настольной игры «Колонизаторы. Мореходы»(Catan — Seefahrer Erweiterung)

В этом дополнении есть 2 вида правил:

  • Общие, распространяются на все варианты игр;
  • Индивидуальные для каждого отдельного сценария игры.

Общие правила:

Колонизаторы прибыли на Катан. Остров окружен морем, состоит из 5 разновидностей ландшафта, каждый из них приносит доход в виде ценного сырья. Из леса поступает древесина, с холмов поступает глина, с пастбища поступает овечья шерсть, с пашни поступает зерно, а с гор руда. Есть еще участок пустыни, но он дохода не приносит, на нем живут страшные разбойники. С берегов виднеются острова, теперь колонизаторы могут стать отважными мореходами и отправиться заселять новые земли. Из нового сырья появилось золото. Обладатель поселения на золоте при выпавшем числе на кубике берет любое сырье на выбор (дерево, кирпич, шерсть, зерно или руду).

Игра начинается с построения острова, раскладываются гексы, в произвольном порядке либо по сценарию, на гексы ставят цифры, карты сырья лежат по отдельным кучкам. На поле «Пустыня» ставится фигурка разбойников. На участок с морем ставится пират.

Поле готово, выбираем себе игровой цвет — оранжевый, красный, синий или белый. Бросаем кубик, у кого выпало наибольшее число, ставит первое поселение и от него одну дорогу. Поселение можно основать только на перекрестке трех гексов. Между двумя поселениями должны быть проложены 2 дороги. Затем по часовой стрелке ставит поселение и дорогу следующий игрок. Игрок, поставивший поселение и дорогу последним, ставит сразу же второе поселение и ход уже идет против часовой стрелки. Потом раздается сырье по второму поселению.

В последующие ходы уже можно отправляться в море, корабль покупается за определенную стоимость. Он же служит торговым путем к поселению. Далее ход игры уже становится зависим от сценария. Меняются и особые карты «Самый длинный торговый путь» — самая длинная дорога, помимо дорог в расчет принимаются и корабли. Игрок получает эту карту и 2 дополнительных очка.

«Карта прорыва» — можно построить бесплатно не только 2 дороги, но и 2 корабля, либо 1 корабль, 1 дорогу. На выбор.

Принцип игры сохранился прежним. Игроки бросают кубики, смотрят выпавшее число, ищут его на острове. Те игроки, у которых поселения граничат с этим номером, получают сырье, на котором стоит выпавшая цифра. Сырье раздали, можно приступить к постройке чего либо, если хватает ресурсов (см.карты цены строительства). В этот момент можно активно вести переговоры с остальными игроками, меняться на нужный ресурс. Сначала строят поселения, потом модернизируют их в города. Активно заселяют Катан и острова.

Хм..Так, дальше идем. Совсем забыла рассказать про число 7. Выпала семерка – значит напали разбойники либо пираты. По желанию кто-то один, вместе они не нападают. Они отбирают половину карт сырья, если у вас их набралось больше 7. Налет совершается сразу на всех игроков. Потом уже этих разбойников вы можете посадить на любой гекс острова, чтобы перекрыть доход другому игроку и не забудьте забрать у него один ресурс втемную. Фигурка разбойников будет стоять на цифре и лишать дохода до тех пор, пока снова не выпадет 7 и разбойников переместят на другое место. Пиратов ставят на гекс с морем рядом с поселением, либо с кораблем, функции те же. Однако от их нашествия можно спастись, если купил нужную карту развития — доблестного рыцаря, до этого момента он мог спокойно ждать своего часа у вас в руке. Если напали на ваш участок разбойники или пираты, а у вас есть карта рыцаря — играете ее, разбойников переставляете на другой гекс, рыцаря кладете перед собой. Если набираете таких рыцарей от 3, то карта « Самая большая армия» переходит к вам и дает 2 победных очка. Если кто — то набирает больше рыцарей, чем вы, то «Самая большая армия» переходит к этому игроку. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков набирает определенное количество очков, которое зависит от сценария игры.

Сценарии настольной игры «Колонизаторы.Мореходы» (Catan — Seefahrer Erweiterung)

  • Новые берега . Колонисты основали свои первые поселения, построили гавани и начали сооружать корабли. Первопроходцы выходят в открытое море на поиски новых земель и золота.
  • Четыре острова. Катанские мореходы обнаружили архипелаг и назвали его «Четыре острова». Здесь находятся плодородные земли, богатые полезными ресурсами. Едва основавшись на одном острове, колонисты стремятся к другому, для того, чтобы закрепиться на каждом участке суши, пригодном для поселений.
  • Туманный остров. Катанцы обнаружили новые острова, которые назвали Океанией. Между островами теперь простирается море с густым туманом. Бесстрашные мореходы отправляются в путь на поиски приключений и богатств.
  • Через пустыню. Катанцы обнаружили широкий пояс пустынь. Осваивая территории, разведчики выяснили, что за пустыней тоже есть плодородные земли. И небольшие острова, на которых были обнаружены месторождения золота и железа. Колонисты разделяются, одни устремляются в пустыню, другие на острова.
  • Затерянное племя. Катанцы обнаружили обитаемые острова, туземцы говорят на похожем языке. Люди не скупятся на подарки, с удовольствием помогают друг другу.
  • Богатства Катана. Катанцы обнаружили новые острова, которые заселяет народ «Затерянного племени». Наряды и великолепные материалы приводят в восторг катанцев. И начинается активная торговля.
  • Пиратские острова. В северо-западной части острова пираты вторглись во владения катанцев и продолжают двигаться по острову, совершая набеги на мирных жителей. Катанцы создают флот, чтобы дать отпор дерзким грабителям.
  • Чудеса Катана. После победы катанцев над пиратами на архипелаге воцаряются благополучие и мир. Старейшины решают украсить остров великолепными творениями местных зодчих. Но скоро разгорится жаркая борьба. Кто первым сумеет воздвигнуть катанское чудо?
  • Новый мир. Теперь Вы сами можете построить свой мир со своими правилами, только положитесь на свою интуицию.

Мое впечатление.

Достоинства:

— Красочное оформление, все элементы высокого качества, игру приятно держать в руках;

— Правила просты и легко запоминаются;

— Семейный вариант: рассчитана до 4 человек, можно играть с детьми;

— Долго не надоедает, часто «тянет» поиграть именно в нее;

— Захватывающая целиком и полностью, 3 часа пролетают как

одно мгновение.

Недостатки:

Очень много зависит от воли случая, невозможно просчитать заранее, какие числа будут выпадать и как лучше поставить поселения. Да, можно попробовать угадать, поставив поселения на числа с наибольшей частотой выпадания по теории вероятности. Но.. Так часто это опровергается и вместо ожидаемой восьмерки из хода в ход выпадает 2 или 3. И поэтому если игроку дико не везет и всю игру ему не выпадают ресурсы и как следствие, ему не на что строить свои поселения и города, то ему становится откровенно скучно. К счастью такое хоть и случается, но редко. Больше недостатков не выявила, наоборот игра с каждой игрой захватывает все больше и больше,

Подведем итог:

«Колонизаторы. Мореходы «(Catan — Seefahrer Erweiterung) — захватывающая игра, стратегия с элементами неожиданности, немецкое качество и простота правил. Подходит для тех, кто хочет интересно провести вечер в небольшой компании. Прекрасное яркое оформление поможет Вам полностью погрузиться в эту атмосферу пьянящей дикой свободы. Интересное хорошо продуманное дополнение, приятно удивило большое количество сценариев, игра стоит своих денег. Я бы даже сказала, что она стоит больше той цены, которую за нее просят. После партии я осталась под большим впечатлением, думаю, что теперь в классику без дополнения больше играть не сяду. Игра просто в себя влюбляет и затягивает. Добавлю, что для тех, у кого много друзей, придумали расширение к этому дополнению до 6 игроков.

Если Вам понравилась игра, можете ее заказать по ссылке:

Оценки:

  • Освоение игры - 70 БАЛЛОВ
  • Механика игры - 99 БАЛЛОВ
  • Сюжет и атмосфера - 70 БАЛЛОВ
  • Удобство играть - 45 БАЛЛОВ
  • Качество и дизайн - 99 БАЛЛОВ
  • Получаемое веселье - 60 БАЛЛОВ

ИТОГО (для обычного человека) - 74 БАЛЛОВ

  • Освоение игры - 90 БАЛЛОВ
  • Механика игры - 90 БАЛЛОВ
  • Сюжет и атмосфера - 75 БАЛЛОВ
  • Удобство играть - 45 БАЛЛОВ
  • Качество и дизайн - 99 БАЛЛОВ
  • Получаемое веселье -90 БАЛЛОВ

ИТОГО (для гика) - 82 БАЛЛОВ

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Карточные колонизаторы . Автор относится к этой игрушке довольно положительно, но отмечает, что штатный способ обозначения количества ресурсов поворотом квадратных карт регионов не особо удобен. Честно говоря, я слышу такую претензию впервые. В своё время мы сыграли более сотни партий в КК и ни у кого ни разу не возникло претензий к счётчикам ресусов.

Колонизировать новые земли можно разными способами — это, как говорится, исторический факт. И, что интересно, «Катанская» франшиза от Клауса Тойбера сей факт подтверждает: игрокам предлагается колонизировать пресловутый остров множеством способов в разных вариантах игры. К которым существуют собственные дополнения, расширяя франшизу всё больше и больше…

Сегодня у нас речь пойдёт о карточных «Колонизаторах», которые на русский язык, правда, были локализованы без дополнений… но повод поговорить именно об этой версии как раз сейчас имеется. Дело в том, что осенью нынешнего 2010 года готовится её перезапуск под названием «Принцы Катана» (базовый набор и к нему три дополнительных). Хотя, конечно, и не факт, что «Принцев» локализуют.

Главной особенностью данной версии является её дуэльность: рассчитано ровно на двух игроков. Я — как-то так уж получилось — традиционно неравнодушен к «дуалкам», так что в своё время не смог пройти мимо.

Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками . Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей.

Такой способ, впрочем, не очень удобен на практике: наличие и количество ресурсов должно быть хорошо виднообоим игрокам (они будут ими меняться по ходу игры), и здесь гораздо нагляднее класть на карточки какие-либо каунтеры.

Как можно видеть по снимку, наряду с обычным «d6» используется специальный кубик событий. Помимо него, комплект содержит ещё две весьма симпатичных фишки: рыцаря и мельницу.

Обычный кубик определяет, где чего произрастёт или добудется — благодаря ему у игроков появляются ресурсы: золото, лес, шерсть и т.д. В центре каждой «производящей» карточки изображено число 1-6, и что на кубике выпало, то и будет соответствующими карточками произведено.

Кубик событий определяет, чего в данный ход произошло на острове. Четыре его грани показывают нападение разбойников, рыцарский турнир, урожайный год и всплеск торговли. Две остальные грани содержат вопросительный знак и означают, что событие задаётся карточкой из специальной стопки.

Фишки мельницы и рыцаря переходят от игрока к игроку, отмечая текущего лидера в торговых и военных делах. В конце игры каждая из них даёт победное очко хозяину, а мельница, кроме того, приносит своему владельцу профит во время всплеска торговли.

В начале игры каждый имеет стандартные владения, показанные на снимке выше (с учётом того, что ресурсопроизводящие карточки можно разложить произвольно, и каждая из них будет нести на себе один ресурс) и три карты в руке. Центральная карточка владений служит заодно небольшой шпаргалкой.

  1. Бросает кубики «d6» и событий.
  2. (Происходит то, что определил кубик событий. Оно происходит всегда у обоих , вне зависимости от того, чей ход.)
  3. (По кубику «d6» производятся ресурсы. Тоже у обоих игроков.)
  4. В любом порядке и количестве ходящий играет действия с руки, меняется ресурсами с оппонентом и расширяет свои владения карточками с руки. (Действия играются бесплатно; обмен осуществляется произвольно с единственным условием обоюдного согласия; расширение оплачивается ресурсами согласно расширяющей карточке.)
  5. Добирает руку до трёх карточек.

Это всё. Прочее определяется свойствами карточек на столе и как обычно, текст карт перекрывает текст правил. Остаётся только сказать, что игроки должны следить за двумя вещами: чтобы ни в какой момент на руках не было карт сверх положенного лимита (по умолчанию три), и чтобы мельница с рыцарем своевременно переходили из рук в руки согласно текущей ситуации.

Как ни странно, комментариев требует добор карт в руку. Дело в том, что доступные карточки хранятся в виде нескольких независимых стопок, содержимое которых при определённых условиях можно смотреть. Так что хорошая память (где что лежит) играет весьма важную роль…

Игра заканчивается немедленно, как только кто-то из игроков набирает 12 победных очков — он, соответственно, и будет победителем. Очки считаются по специальным символам на карточках, плюс бонус от рыцаря и мельницы. Начальные владения — это 2 очка, и пока у игрока не появится третье, играть события он не может.

На русский язык игра локализована «Смартом», и сделано это вполне прилично. Нарекания вызывает лишь традиционная гигантомания коробки и отсутствие локализованных дополнений. Со вторым, увы, ничего не поделаешь… а штатную коробку можно выбросить, и все компоненты отлично влезут в стандартный декбокс для ККИ (разве что правила туда не поместятся). Следует, впрочем, иметь в виду: такая компактность хранения никоим образом не означает низкие требования к игровому пространству — место для игры таки требуется немаленькое…

А теперь можно итожить по традиционной схеме.

Достоинства игры :

  • Очень приличная адаптация традиционных «Колонизаторов» для двух участников (напомню, что «классика» требует 3-4 игроков, а вариант «на кубиках» вдвоём хоть и играется, но шибко рандомен и как-то несерьёзен).
  • Очень прозрачные правила, которые (как показывает опыт) легко объясняются и без всяких трудностей усваиваются новичками.
  • Практически отсутствует даунтайм: на чужом ходу всё равно происходят события, производятся ресурсы и идёт торговля.

Недостатки игры :

«Колонизаторы» – это живая классика и вечный хит, одна из самых популярных настольных игр во всём мире. Игра была разработана в 1994 году Клаусом Тойбером и впервые издана немецким издательством в 1995-м, в этом же году «Колонизаторы» стали игрой года в Германии, а в 1996 году англоязычная версия «Колонизаторов» получила аналогичную награду в США.

Уже на протяжении многих лет «Колонизаторы» занимают топовые места мирового рейтинга настольных игр. На сегодняшний день игра имеет множество дополнений и переведена на более чем 10 языков, а каждые 2 года проводится чемпионат мира «World Wide Catan Championship» по «Колонизаторам». Последний чемпионат проходил в сентябре 2012 года в Филадельфии, собравший участников из 29-ти стран мира, среди которых впервые принимала участие Россия.

Коробка настольной игры “Колонизаторы”

Действия в игре разворачиваются на острове «Катан», где игрокам предстоит выступить в роли первых поселенцев, осваивающих недавно открытый остров. Им предстоит строить города и поселения, прокладывают дороги и собирают армию для защиты своей территории.
Для подготовки к игре, игрокам необходимо сформировать поле, состоящее из шестиугольников (гексов), которые располагаются случайным образом внутри «морской» рамки.

Данная процедура придаёт каждой партии свой неповторимый характер и привносит в игру разнообразие, что позволяет в каждой новой игре использовать различные тактики и стратегии. На гексы случайным образом размещаются номерные фишки, от 2 до 12 (кроме 7). На каждом шестиугольнике изображён определённый вид ландшафта, каждый из которых (не считая пустыни) приносит различные виды ресурсов. Всего в игре пять видов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда»)

Целью игры является первым набрать 10 победных очков, которые игроки могут получить тремя способами: постройкой поселений и городов (по одному и два очка за каждый), приобретением карт развития (5 карт по 1 очку) и с помощью карт достижений («самый длинный тракт» и «самое большое войско»), по 2 очка каждая.

Достижения и цена строительства
Строительство дорог. Самый длинный тракт.
Рыцари. Самое большое войско

Игра начинается с того, что каждый игрок по очереди размещает по два поселения и две дороги (то есть по 2 победных очка у колонизаторов в запасе уже имеется). Но есть специальные правила размещения построек. Поселения строятся на перекрёстках гексов, а дороги прокладываются по краю областей и обязаны примыкать к поселениям. В игре есть правило расстояния, которое запрещает размещать поселения на соседних перекрёстках, между поселениями должен быть минимум один пустой перекрёсток. Таким образом, у первого игрока есть возможность выбрать наиболее лакомое место и определить для себя дальнейшую стратегию развития. Каждый игрок по часовой стрелке размещает по одному поселению и дороге, далее процедура повторяется, только уже в обратном направлении (против часовой). Каждый игрок сразу же получает ресурсы при постройке второго поселения, которые к нему прилегают.

В начале игры самые нужные ресурсы – это «Дерево» и «Кирпич», из этих ресурсов строится дорога, необходимая для постройки поселения, так как между поселениями должно находиться минимум две дороги. У каждого игрока есть вспомогательная карточка «цена строительства», на которой указана стоимость построек и карт развития.

При начальной расстановке поселений, в первую очередь следует учитывать номерки, которые находятся на ресурсах. Каждый ход игроки кидают 2 кубика, при сложении выпавших значений они получают гекс, который принесёт ресурс тому игроку, у которого на перекрёстке находится поселение или город. Так числа 6 и 8, по статистике, считаются наиболее часто выпадающими на кубике и специально выделены красным цветом, а числа 2 и 12 соответственно встречаются реже. Также при расстановке поселений следует учитывать место положения построек соперника.

Существует вероятность, что ваши поселения будут окружены со всех сторон и отрезаны от дальнейшего развития, поэтому следует заранее продумывать стратегии развития. Также в игре большую роль играют порты, которые могут составить основу вашей стратегии. В свой ход игроки могут обменять 4 одинаковых ресурса на любой другой. Поселение в порту позволяет сделать скидку на обмен. Порты бывают двух видов: обмен 3 ресурсов на 1 и обмен 2 ресурсов определённого вида на любой другой.
В некоторых партиях, может получиться так, что 2 или 3 гекса с одинаковыми ресурсами будут расположены рядом друг с другом, что позволяет построить свою стратегию через усиленную добычу одного ресурса и его дальнейшего обмена в порту. В такой ситуации поможет постройка города на раннем этапе игры. Город строится вместо поселения, он даёт два ресурса вместо одного и приносит на одно победное очко больше.
В игре присутствует множество различных тактик и стратегий, в зависимости от расположения ресурсов. Игрокам предоставляется возможность проявить фантазию и выбрать свой путь развития: играть через множество поселений, которые охватывают все ресурсы или через быструю постройку города, что позволит добывать много ресурсов на раннем этапе игры, через карты развития и достижения, через порты или комбинируя различные стили игры.
Также очень важный элемент «Колонизаторов» – это торговля. В свой ход игрок может поменяться с соперниками любыми ресурсами, устанавливая свои цены и идя на уступки, чтобы заполучить недостающий ресурс. Даже при плохом положении в игре, умелый оратор может выровнять ситуацию и изменить положение на столе в свою сторону.

В процессе игры необходимо следить за количеством карт на руке. Если на кубиках выпадает 7, каждый игрок проверяет количество карт на руке, если у игрока 8 или более карт, он теряет половину ресурсов, затем игрок бросивший кубик перемещает фишку «бандита» на любую локацию и забирает случайный ресурс у игрока чьё поселение или город находятся на перекрёстке данной локации. Территория, на которой находится «бандит» не приносит игрокам ресурсов, пока фишка «бандита не будет перемещена на другую локацию.

«Колонизаторы» достаточно простая и в то же время глубокая игра. Она подойдёт для любой компании, будь то семейная игра или посиделки за кружкой пива с друзьями. Процесс игры не заставит скучать, а элемент торговли может вызвать весёлые и шумные дебаты. Игра очень реиграбельна, она не надоест после нескольких партий, а каждая новая партия не будет похожа на предыдущую. Элемент кубика позволяет избежать полного расчёта и сохраняет баланс в различных стратегиях. Новички быстро адаптируются в игре, а по завершению появляется желание сыграть повторно. Единственное серьёзное ограничение в классических «Колонизаторах» это то, что игра рассчитана только на 3-4 человека, конечно можно играть и вдвоем, но элемент тактики и стратегии значительно снижается и победу зачастую одерживает тот, кому больше повезёт на кубике. Но и этого ограничения можно избежать с помощью расширения к «Колонизаторам», которое позволит игра до 6 человек.