Как работает интроскоп в аэропорту. Влияние работы на здоровье оператора саб. Детекторные диодные линейки

Досмотровое оборудование. Интроскопы: как это работает?

Обеспечение безопасности – одна из основных задач развития современного общества: защита от угрозы терроризма, организованной преступности, катастроф техногенного и экологического характера. Эффективность решений этих проблем неразрывно связана с уровнем оснащённости объектов соответствующими техническими средствами противодействия угрозам, важное место среди которых занимает досмотровое оборудование.

Проверка содержимого багажа, почтовых отправлений, грузов и транспортных средств осуществляется сегодня посредством систем неинтрузивного (бесконтактного) контроля, т.е. без непосредственно нарушения целостности упаковки (корпуса) объектов досмотра. В этих целях одними из наиболее эффективных и востребованных технических средств являются различные по своему назначению и конструкции рентгенотелевизионные установки (РТУ), которые по-другому называют «интроскопами».

Типы интроскопов

Первое, на что обращают внимание при выборе рентгенотелевизионных установок – габариты оборудования и размер досмотрового туннеля. Данные физические параметры зависят от поставленных целей и задач заказчика.

Так, например, для досмотра ручной клади подойдет устройство с небольшим туннелем - 620 х 420 мм (Rapiscan 620XR), для крупного багажа и грузов небольшого размера – 1000 х 1000 мм (Rapiscan 628 XR). Существуют и другие модели, с туннелем больших габаритов.

По количеству получаемых изображений интроскопы делятся на однопроекционные и друхпроекционные аппараты.

В свою очередь однопроекционные РТУ имеют один генератор рентгеновского излучения.

При сканировании система выдает одно рентгеновское изображение досматриваемого объекта, на котором цветом, соответствующим атомному номеру вещества, выделяются содержащиеся предметы.

Двухпроекционные РТУ, имеющие в составе два генератора, воспроизводят одновременно вертикальное и горизонтальное изображение досматриваемого объекта. Усовершенствованная технология позволяет повысить скорость и эффективность обнаружения угрозы, так оператору досмотра не требуется производить повторное сканирование, меняя положение багажа.



Как уже упоминалось выше, основная цель досмотра – установить содержимое сканируемого объекта без непосредственного вскрытия его оболочки и удостовериться в отсутствии представляющих опасность и запрещенных для транспортировки предметов и веществ. Добиться этого позволяет технология определения атомного номера веществ.

Что именно выявляется в процессе досмотра?

В процессе сканирования рентгенотелевизионные установки обеспечивают разделение органических и неорганических материалов, предоставляя трехцветное изображение досматриваемого объекта.


  1. Оранжевым цветом отображаются органические материалы.
  2. Синим цветом отображаются неорганические материалы.
  3. Зеленым цветом отображаются смешанные материалы (органические и неорганические).

Для получения более точной информации о содержимом сканируемого объекта проводится комплексный анализ состава, плотности и структуры предметов. Совокупность этих данных позволяет оператору досмотра судить об их назначении и принадлежности к определённому типу потенциальных угроз.

Для автоматизации действий сотрудников безопасности и ускорения процедуры досмотра современное досмотровое оборудование Rapiscan имеет специализированное программное обеспечение, позволяющее обрабатывать полученные рентгеновские изображения следующими способами.

Увеличение изображения в 2-64 раза. Каждый полученный снимок разделен на 9 областей, при нажатии на которую происходит увеличение заданной области в необходимое количество раз.

Режим «Organic Material» («Органические вещества»). При его включении цветовое маркирование остальных веществ, за исключением органики, автоматически отключается.


При включении режима «Неорганические материалы» (Inorganic materials) происходит процесс обратный предыдущей функции - происходит удаление цветовой информации обо всех материалах, кроме неорганических.


Функция «Cristal Clear» – запатентованная разработка компании Rapiscan Systems, позволяющая увеличивать контрастность отдельных деталей содержимого как в темных, так и в светлых зонах одновременно.


Black and White («Черно-белый формат») – при включении режима удаляется вся цветовая информация изображения.


При включении режима «Инверсия» (Inverse) изображение отображается в негативном формате: белое становится черным и наоборот.


High penetration («Высокое проникновение») – позволяет повысить качество изображения предметов с высокой плотностью.

Помимо этого, операторам доступна возможность ручной настройки режимов отображения, при помощи регулирования следующих параметров:

  • Яркость изображения - гаммы;
  • Резкость контуров;
  • Плотность (изменяя яркость отображения предметов, имеющих схожие характеристики проникновения рентгеновского излучения);
  • Цветовое отображение только выделенных предметов.

Встроенная память рентгенотелевизионной установки сохраняет результат сканирования, которые затем могут быть перенесены на съемный носитель.

Помимо стандартных функций обработки изображения, досмотровые системы Rapiscan Systems имеют ряд дополнительных опций.

TARGET™ - автоматическое обнаружение опасных предметов. Система сама анализирует массу, размер и состав предметов и на основании этих данных автоматически идентифицирует потенциальную угрозы.

TIP – проекция изображения опасного объекта. Этот режим используется для обучения и повышения квалификации сотрудников служб безопасности. Принцип его работы прост: на любую из проекций, отображаемых на экране оператора, автоматически накладывается изображение опасного предмета, которое он должен распознать.

DTA™ - предупреждение о повышенной плотности предметов. Сканирование опасных объектов часто затруднено из-за их непроницаемости для рентгеновских лучей. Чтобы выявить их, достаточно установить предельное значение плотности предмета, а при его превышении сработает сигнал тревоги, а объекты будут выделены пурпурным.

NDS™ - сетевая станция для отображения проекций. Применение сетевой станции отображения (NDS™) позволяет повысить безопасность и пропускную способность пунктов пропуска, за счет передачи изображения сканируемого багажа на мониторы операторов удаленного досмотра для более детальной проверки.

OTP™ - программа обучения операторов досмотра. Курс рассчитан как для подготовки специалистов начинающего уровня, так и для повышения квалификационных навыков и аттестации сотрудников службы безопасности. Система выводит на экран оператора рентгеновскую проекцию «чистого» багажа, хранящуюся в архиве изображений, и анализирует его действия в процессе обработки изображения. Также с использованием программы TIP на изображение может накладываться проекция потенциальной угрозы.

Досмотровое оборудование Rapiscan Systems в России

Компания WEKEY, более 15 лет выступая официальным дистрибьютором досмотровых систем Rapiscan Systems на территории России, занимается оснащением объектов транспортной инфраструктуры, мест массового пребывания людей, правительственных учреждений, предприятий атомной промышленности и не только. С полным перечнем отраслей, для которых WEKEY разрабатывает решения по безопасности можно по разделе "решения".

Мы предлагаем:

Поставка со склада в Москве всего перечня продукции

Гарантированные сроки и финансовые гарантии поставки оборудования

Специальные условия для дилеров

Комплексные решения

Сервисный центр

На основе многолетнего опыта по поставке и пусконаладочным работам досмотрового оборудования - арочных металлодетекторов и интроскопов, специалисты компании РЕЙКОМ ГРУПП разработали обзоры и рекомендации для нижеследующих объектов:

Для аэропортов и вокзалов

Важнейшей задачей для предотвращения террористических атак, пресечения незаконного оборота оружия, наркотиков, контрабанды - является обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры. К ним относятся пункты досмотра в аэропортах, вокзалах, морских портах, автовокзалах и других транспортных узлах.

При выборе оборудования для оснащения пунктов досмотра объектов транспортной инфраструктуры необходимо учитывать множество нюансов, что бы с одной стороны обеспечить тщательный и эффективный досмотр, а с другой – обеспечить максимальное удобство пассажиров и не допустить образование очередей при досмотре багажа в аэропорту.

Выбор рентгенотелевизионной установки (интроскопа) для досмотра в аэропорту, вокзале.


Размер и расположение туннеля

Выбор размера туннеля, прежде всего, зависит от того, с багажом какого размера будут проходить пассажиры на этом пункте досмотра. Подбор правильного размера туннеля и высоты расположения конвейера являются одним из факторов обеспечения высокой пропускной способности. Обычно размер туннеля указывают двумя цифрами, первая – ширина, вторая – высота.

Например, при входе в аэропорты и вокзалы мы рекомендуем устанавливать модель интроскопа , имеющую размер туннеля высотой 78 см и шириной 58 см. Конвейер этой модели расположен снизу, что позволяет пассажирам легко помещать тяжелый багаж на ленту, не поднимая его вверх. Зачастую, в местах, где пассажиры проходят досмотр с достаточно габаритным багажом, могут использоваться установки с размером туннеля 100х80 см, 100х100 см, 120х100 см так же оснащенные конвейером снизу.

Входные и выходные роликовые столы/рольганги

Выбор длины так же является важным фактором в обеспечении высокой пропускной способности пункта досмотра. Правильно подобранная длина рольгангов позволит избежать очередей и неразберихи среди пассажиров, при проведении досмотра багажа. Минимальная длина входного рольганга должна составлять не менее 0,5 метра, в большинстве случаев используется рольганг длиной 1 метр. Длина выходного рольганга должна быть в два раза больше, чем входного. Это связано с тем, что пассажиры забирают досмотренные вещи медленнее. Важно что бы выходной рольганг имел ограничитель на торцевой части, позволяющий избежать падения вещей на пол при переполнении рольганга.


Генераторы рентгеновских лучей

Важным элементом рентгенотелевизионных досмотровых установок является генератор рентгеновских лучей. От мощности генератора зависит качество получаемого изображения, один из ключевых параметров - это «проникновение по стали в миллиметрах». В технических характеристиках обычно указывают значение рабочего напряжения генератора в киловольтах (кВ). Чем выше значение кВ, тем лучше проникающая способность, что позволяет просматривать насквозь массивные металлические предметы. Например, в модели Astrophysics XIS-6040 используется рентгеновский генератор с напряжением 160 кВ, который обеспечивает проникновение по стали 37-39мм. Генератор с напряжением 180 кВ, установленный в модели Astrophysics XIS-6545, уже позволит обеспечить проникновение по стали 43-41 мм.

В интроскопах с одним генератором обычно применяется нижнее, верхнее, боковое расположение рентгеновского генератора, относительно туннеля. Такие установки называются одноракурсными. Расположение генератора определяет, в каком ракурсе оператор увидит изображение досматриваемого предмета.

От взаимного расположения генератора и досматриваемого предмета зависит проекция получаемого изображения. Что в свою очередь влияет на получаемое изображение и эффективность выявления запрещенных предметов.

Боковое расположение генератора, предмет стоит на конвейере. Проекция больше, различить предметы внутри будет легче. Боковое расположение генератора, предмет лежит на конвейере. Проекция меньше, различить предметы внутри будет сложнее.





Важно не само расположение досматриваемого предмета на ленте транспортера, то есть лежит он или стоит, а расположение этого предмета относительно генератора и диодной линейки. На рисунках ниже показаны проекции одного и того же предмета при просвечивании разными установками с разным расположением генератора.

Установки с боковым расположением генератора сильнее всего зависят от того, как расположен предмет на конвейере. Установки с верхним и нижним расположением генератора зависят значительно меньше. Получается что при боковом расположении генератора, чемодан следует ставить на конвейер стоя, при нижнем и верхнем расположении генератора предмет лучше положить лёжа.

Для того, что бы постоянно не перекладывать предмет под правильное расположение генератора и тем самым ускорить досмотр, были разработаны двухракурсные, они же двухпроекционные установки.

Интроскопы использующие два генератора, называются двухпроекционные (Dual View). Применение двух генераторов позволяет оператору досмотреть предмет с двух разных ракурсов, что значительно повышает качество досмотра, сокращает время его проведения и позволяет не думать о расположении досматриваемого предмета.


Ниже приведено изображение, полученное с двухракурсной установки.

Новая технология VI 7, разработанная компанией Astrophysics, позволяет получать объемное изображение, используя один генератор и семь приемных диодных линеек. Применение подобного метода позволяет получить фактически объемное изображение, позволяя оператору осматривать объект на экране с различных сторон.

Скрыть что-либо от глаз оператора при использовании такой технологии становиться невозможно.

Детекторные диодные линейки

Рентгеновские лучи, пройдя через досматриваемый багаж, попадают на фотодиодные матрицы, электрический сигнал с которых, пройдя усиление и обработку, формирует изображение на экране установки. Как правило, приемные диодные матрицы располагаются на L- образной линейке, и от их количества зависит такой параметр как “разрешающая способность интроскопа”. В соответствии с нормативами безопасности, оператор должен видеть на экране медную проволоку толщиной 1 мм в горизонтальной и вертикальной проекции.

Программные возможности обработки изображений

Программное обеспечение современных интроскопов обладает множеством функций, позволяющим оператору просматривать полученное изображение в разных режимах, это и возможность просмотра в цветном, черно-белом, негативном изображении, улучшение контуров и проникновения, увеличение/уменьшение изображения (zoom), разделения объектов на изображении по цветам в зависимости от материалов (органика/неорганика).

Следует учитывать возможности отображаемой интроскопом палитры цветов, чем выше число цветов в палитре, тем проще оператору определить тип материала. Большинство производителей использует только 3 цвета, в установках Astrophysics используется 6 цветов. Такая расширенная цветовая палитра отображения разделяет объекты на изображении по шести цветам в зависимости от атомного числа и плотности, позволяя оператору эффективно обнаруживать опасные объекты.

Изображение из 3 цветов Изображение из 6 цветов



Таблица сравнения цветовой идентификации материалов.

Z-Number

(Атомарное число)

Тип материала 3 Цвета 6 цветов Примеры Возможные угрозы
0-8 Органика Оранжевый
Коричневый
Дерево, масло C-4, TNT, Semtex
8-10 Низкая неорганика Оранжевый
Оранжевый
Бумага Кокаин, героин
10-12 Высокая неоргеника Зеленый
Желтый
Стекло Пропелены
12-17 Легкие металлы Зеленый Зеленый Алюминий, силикон Порох, исполнительные механизмы
17-29 Тяжелые металлы Синий Синий Железо, сталь Оружие, патроны, ножи
29+ Плотные металлы Синий
Фиолетовый
Золото, серебро Контрабанда
- Непроницаемые Черный Черный Свинец Экранирование
вышеперечисленных угроз

Дополнительные программные модули

Важным преимуществом интроскопов Astrophysics является возможность автоматического обнаружения взрывчатых и наркотических веществ по заданному атомному числу (Screeners Assist), что значительно повышает надежность досмотра, помогает оператору идентифицировать опасные материалы по их атомному числу, автоматически выделяя их на экране.

Не секрет, что в течение рабочей смены внимательность оператора может снижаться. Для контроля бдительности оператора используется программа моделированной проекции изображений запрещенных предметов (TIP). При использовании этой программы изображения опасных объектов автоматически и в случайном порядке накладываются на реальные изображения досматриваемых объектов из встроенной библиотеки, позволяя проверять способность оператора быстро и достоверно выявлять опасные предметы. Действия оператора по обнаружению опасных предметов протоколируются системой. Данные протоколов могут быть использованы в оценке профпригодности оператора.

Сервисные функции

Наличие различных сервисных функций позволяет более комфортно эксплуатировать интроскопы пользователям. К таким функциям относятся: сканирование в обоих направлениях, счетчик багажа, архив изображений с возможностью легкого отбора по необходимым параметрам и базовый тренировочный курс для операторов. При выборе интроскопа стоит учитывать, что у различных производителей эти опции могут поставляться за дополнительную плату. Интроскопы Astrophysics имеют большинство подобных опций в базовой комплектации.

Интеграция с системами обработки багажа.

На рынке существуют конвейерные системы обработки багажа различных производителей. Эти системы, как правило, имеют различную конструкцию и скорость движения ленты транспортера. Данный факт, зачастую, требует проведения специальных мероприятий по синхронизации скоростей движения багажа на входе/выходе интроскопа и конвейерной системы. Отсутствие возможности синхронизации с конвейерными системами у производителей интроскопов может стать серьезной проблемой, например, при комплексном оснащении аэропортов.

Компания Astrophysics предлагает систему BHS для эффективной интеграции интроскопов с конвейерными системами обработки багажа различных производителей.

Сетевая интеграция

Возможность дистанционного контроля, управления, хранения данных, становиться особенно востребованной при наличии большого парка интроскопов на объекте. Подобная сетевая интеграция позволяет осуществлять контроль и поддержку операторов, хранить архив изображений досмотра.

Компания Astrophysics предлагает различные варианты таких решений:

    Удаленное рабочее место оператора, до 4м (для XIS-5335/6040/6545/5878)

    Удаленная рабочая станция, до 30м

    ПК Remote Table - Удаленное место оператора по локальной сети.

    Рабочая станция вторичного досмотра

    Рабочая станция начальника службы авиационной безопасности.

Все модели интроскопов Astrophysics легко интегрируются в существующие системы безопасности по сети Ethernet.

Конструкция

На первый взгляд, внешне, рентгенотелевизионные установки различных производителей очень похожи. Но серьезные отличия кроются внутри. Это может быть и блочно-модульная компоновка узлов у серьезных производителей, и кустарный навесной монтаж малоизвестных фирм. Продуманность конструкции и ее исполнение, качественные проверенные временем комплектующие, являются залогом длительной эксплуатации установки и ее ремонтопригодности.

Компания Astrophysics применяет на своих установках блочно-модульную компоновку, что позволяет без затруднений проводить техническое обслуживание. Продуманность всей конструкции позволяет добиться длительного срока службы установок.

При выборе установки стоит обратить внимание на конструкцию и эргономику клавиатуры. Например, клавиатура установок Astrophysics выполнена с учетом всех требований эргономики.

Безопасность для персонала

В обычных условиях эксплуатации рентгеновских установок уровень ионизирующего излучения уже в 10 см от корпуса установки приближается к уровню естественного фона. Но бывают и исключения. Некоторые, недобросовестные азиатские производители досмотровых установок уменьшают толщину зашитого свинцового слоя досмотрового туннеля до критически малого, что негативно сказывается на будущем здоровье персонала.

Компания Astrophysics серьезно относиться к защите операторов от вредного воздействия рентгеновского излучения. Усиленная защита туннеля, двойные защитные шторки, встроенные системы защиты и аварийной остановки позволяют полностью исключить негативное влияние на персонал. Все поставляемое оборудование Astrophysics неоднократно проверялось специалистами Роспотребнадзора и имеет положительные заключения.

Соответствие требованиям транспортной безопасности.

Представьте ситуацию, вы приобрели недорогой интроскоп «некоего» производителя для аэропорта. По прошествии времени вам потребуется проведение сертификации вашего аэропорта на соответствие авиационной безопасности, приедет эксперт и будет проводить проверку и тут выясниться, что интроскоп не соответствует требования по проникающей способности или разрешению. Получиться, что ваша покупка бессмысленна и станет растратой в бюджете. Поэтому перед приобретением интроскопа рекомендуется уточнить наличие у него сертификата соответствия требованиям, обеспечивающим авиационную безопасность на объектах гражданской авиации.

Качество подтверждено сертификатом соответствия ГОСТ Р. Кроме того, все популярные в аэропортах модели интроскопов Astrophysics, прошли добровольную сертификацию соответствия требованиям обеспечивающим авиационную безопасность на объектах гражданской авиации и имеют соответствующие сертификаты. Также установки Astrophysics имеют различные международные сертификаты соответствия требованиям транспортной безопасности (TSA).

Техническое обслуживание и надежность.

Проведение своевременного технического обслуживания приводит к существенному снижению вероятности выхода из строя интроскопа. Это неоспоримый факт. В этом вопросе рентгеновский интроскоп можно сравнить с автомобилем, если на автомобиле ездить и не делать техническое обслуживание, не менять масло, фильтры и т.п., то он быстро сломается. Такая же ситуация с интроскопом, с определённой периодичностью необходимо очищать внутренние детали от пыли, регулировать ленту конвейера, производить очистку архива изображений, проводить регулировки параметров и т.п. А экономия на техническом обслуживании зачастую может обернуться дорогостоящим ремонтом.

Установки Astrophysics обладают высокими показателями надежности, и при правильном обращении сохраняют работоспособность много лет. Встроенная система диагностики позволяет контролировать все технические параметры установки, а при необходимости установку можно подключить для удаленной диагностики через интернет. Гарантийный срок на все модели установок составляет 2 года.

Стоимость покупки и владения интроскопом.

При приобретении интроскопа важно учитывать множество факторов. Как правило, цена установки складывается из нескольких составляющих: цена самой установки, стоимость программных опций, стоимость рольгангов, транспортных расходов, пусконаладочных работ.

Но у вас могут возникнуть и дополнительные расходы, например подготовка места размещения установки. Вам может потребоваться подведения электропитания и Ethernet-сети к месту установки, на определенных объектах – расширение стандартных дверных проемов для провоза установки. Все это может потребовать проведение дополнительных общестроительных работ.

Стоит так же предусмотреть бюджет на получение лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения, получения санэпидемзаключения, обучение и прохождения персоналом медобследования.

Стоимость владения рентгеновским интроскопом, так же складывается из нескольких составляющих. Это затраты на обучение операторов, техническое обслуживание и ремонт, электроэнергию.

Важно заранее получить всю информацию о стоимости технического обслуживания и запасных частей от поставщика.

На рынке известны неоднократные случаи, когда некоторые поставщики одного известного бренда продавали установки с минимальной ценой, покупатель, польстившись на низкую цену приобретал эти установки, но в течение последующих трех лет ему приходилось выкладывать стоимость установки еще раз, поскольку стоимость услуг и запчастей оказывалась неимоверно высокой.

Торговая и ценовая политика компании Astrophysics и РЕЙКОМ ГРУПП направлена на построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами. Мы предлагаем, привлекательные цены на высококачественное оборудование и разумный подход к стоимости технического обслуживания и запасных частей.

Как мы выяснили из предыдущей главы существует множество норм и правил, для того чтобы сохранить здоровье и создать комфортные условия для работы оператору САБ.

Рассмотрим реальную работу оператора интроскопа и влияние окружающих негативно воздействующих факторов аэропорта.

Суть работы сотрудника ИСАБ

На примере аэропорта Шереметьево: В группе на линии контроля работают пять человек - оператор рентгенотелевизионной установки - интроскопа, инспектор по личному досмотру, а также сотрудники, осуществляющие детальное обследование подозрительного багажа. Каждые 20 минут сотрудники группы меняются местами, для того чтобы у оператора интроскопа не было рассеянным внимание. Смена оператора длится 11 часов. И все это время ему нужно находиться в постоянном напряжении.

Относительно недавно, в Шереметьево была установлена новая система предполетного досмотра с цветными мониторами, которая видит не только контуры предметов, но и определяет их плотность. Таким образом, удалось практически исключить возможность провоза в багаже без оболочных взрывных устройств, закамуфлированных, например, под книгу. О важности этой работы говорят цифры статистики. Только за последний квартал сотрудниками Шереметьевской САБ было выявлено 706 человек, пытавшихся пронести в самолет запрещенные предметы и вещества. При этом было изъято 23 единицы оружия, 92 единицы боеприпасов и пиротехнических изделий, а также около полутонны (!) различных легковоспламеняющихся жидкостей и ядовитых веществ. (Рисунок 1)

Влияние интроскопа на сотрудника САБ

Определенно, какое-то влияние интроскоп оказывает на организм. Ведь данные аппараты работают по рентгенотелевизионой технологии, а значит, есть рентгеновское излучение. Как правило, излучение до 100 кВ считается в рамках нормы, однако есть интроскопы мощнее, чем данный параметр, но базовый интроскоп, который используют в аэропортах по всему миру работает с излучением 80-90 кВ.

Для работников за интроскопами возникает реальная угроза здоровью, какая именно - не определенно. Рентгеновское излучение особенно вредно в больших объемах. Но есть и другой факт - современные интроскопы позволяют защищать работников, их использующих. Как правило, интроскопы в аэропорту сделаны в виде конвеера, то есть чемодан или ручная кладь самостоятельно проезжают через него. Человек сидит с обратной стороны устройства. Так что проникающий эффект рентгеновского излучения намного меньше 90 кВ - такой он внутри, снаружи он, как правило, составляет менее 5 кВ.

Но и в таком объеме излучение может влиять на здоровье. От рентгеновского излучения может изменяться зрение, ухудшаться кожный покров, выпадать волосы, кости делаются более ломкими. Для пассажиров такого эффект в большинстве случаев нет - так как они во-первых, не сидят за интроскопом, а проходят всего лишь рядом, а во-вторых они, в отличие от работников проводят рядом с интроскопом не каждый рабочий день, а всего 5-20 минут, во время досмотра.

Влияние ВДТ на сотрудника

Постоянная работа с экраном дисплея может вызвать перенапряжение зрительного анализатора. Наблюдаются: покраснение век, слезотечение, снижение остроты зрения, жжение и боль в глазах, что характерно для астенопии. Причины: низкая контрастность, частые перепады яркости и мерцание экрана, длительность наблюдения за экраном и др. При непрерывной работе первые признаки астенопии могут отмечаться через 40--45 мин; через 2 часа зрительные функции существенно снижаются. Более чем 4-часовое пребывание перед экраном ВДТ может привести к утомлению, о чем свидетельствует сохранение дискомфорта после трудового дня и ночного отдыха. Влияние указанных факторов приводит к снижению остроты зрения, уменьшению объема аккомодации. Возможны нервно-психические нарушения. Подобные нарушения могут привести работника САБ к роковой ошибке.

Сканирование в аэропорту всех пассажиров и багажа стало привычной процедурой в последние годы. Приезжая на аэровокзал, путешественники уже знают, что им предстоит процедура проверки. При большом количестве багажа этот необходимый этап часто отнимает много времени и требует гигантского терпения.

Пассажиры не всегда проявляют это самое терпение во время ожидания в очереди и при досмотре, им кажутся бессмысленными и небезопасными для здоровья данные процедуры контроля, особенно в том, что касается сканера. Рассмотрим детально, как работает сканирующий аппарат.

Служба контрольного сканирования при исполнении

Сканер в аэропорту: назначение

Сканер в аэропорту – это способ объективной профилактики нарушений и возможность обеспечить безопасность при полете для всех, кто находится на борту и в здании. В сегодняшних условиях повсеместной угрозы терроризма всегда есть риск возникновения экстремальной ситуации.

Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат

Принцип очень простой. Нужно пройти двойную проверку. Уже на входе в здание терминала всех заставляют поставить сумки на ленту, которая подает багаж в камеру, просвечивающую содержимое. Это первичный этап. Затем, после регистрации на рейс, для перехода в зону вылета все проходят вторую проверку, более детальную, в момент прохождения таможни.

Важно! Сканер проверяет багаж и самих пассажиров на наличие запрещенных предметов и веществ.

Рентген в аэропорту безопасен, исключением являются беременные женщины и инвалиды, которые имеют встроенный аппарат для стимуляции сердца. Им позволяется обойти процедуру. Однако если беременность девушки выглядит неестественно или подозрительно, ее могут отвести за ширму, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений.

Сканирование в зоне таможенного контроля

Сканер человека в аэропорту обязателен для всех остальных категорий граждан, включая детей. Вред здоровью в данном случае исключен, ведь действие луча длится одно мгновение.

Работа рентгена в режиме личного досмотра

Обратите внимание! Первое, что следует подчеркнуть относительно работы микроволнового устройства, проверяющего багаж и людей — оно абсолютно безопасно для здоровья и имущества.

Как просвечивает рентген в аэропорту? Лучи полностью пересекают организм пассажира. При этом часто необходимо встать на специальную платформу и поднять руки, приложив их к специальным кругам на стеклянной панели. Это позволяет более качественно и быстро выполнить проверку.

Основное требование при прохождении личного досмотра в аэропорту – отсутствие металлических и слишком плотных предметов на теле. Сотрудник может попросить снять браслеты и часы, иногда нужно снять металлические серьги и кольца, цепочки, если они достаточно массивные.

Обратите внимание! В криминальном мире стараются обмануть систему. Наркотики могут провозить путем размещения пакета с порошком или растительным сырьем в прямой кишке. Иногда запрещенные предметы проглатываются. В подавляющем большинстве случаев эти нарушения выявляются, преступник подвергается аресту.

Для обеспечения дополнительной безопасности в зале может дежурить оперативник с собакой.

Для порядочных граждан процесс проверки не несет никакой угрозы. Человек, которому предлагают снять куртку, ремень или украшение, должен спокойно подчиниться и выполнить эту просьбу, показать запрашиваемый участок тела или багаж.

Персональная проверка сканером

В ходе проверки в каждом требовании нет никаких личных проявлений антипатии или угрозы. Проверяет всех людей, идущих на рейс, инспектор по досмотру в аэропорту, а также это является повседневной обязанностью охранников. Однако у каждого пассажира есть возможность потребовать соблюдения его прав. Если пассажир считает, что досмотр проводится в слишком жесткой форме, сопровождается грубостью, есть риск для здоровья в ходе использования сканера – можно смело обращаться в полицию или к администрации.

Перечень запрещенных предметов

Досмотр пассажиров в аэропорту осуществляется в связи с определенными требованиями к безопасности. Среди них можно перечислить следующие запреты:

  • провоз жидкостей в сосудах емкостью более 100 мл;
  • огнеопасные жидкости, лаки, краски, спреи и газовые баллончики;
  • полный запрет на провоз оружия и колюще-режущих предметов, ножниц, ножей, холодного оружия, крупных маникюрных приборов;
  • наркотические вещества, алкоголь;
  • провоз животных, спрятанных в багаже;
  • взрывоопасных и различных военных устройств.

Также осуществляется личный досмотр на предмет провоза аналогичных объектов и других вещей, которые граждане пытаются спрятать на теле или под одеждой.

Важно! Осмотр проводится по системе man / man, woman / woman, то есть женщин проверяет сотрудница женского пола, что снижает вероятность конфликта в ходе процедуры.

Так работает система безопасности работает повсеместно, вне зависимости от того, это Москва, Уфа или Калифорния.

Тело человека и личный багаж при просвете рентгеном

Если какие-то вещи охрана посчитала подлежащими конфискации, этот вопрос необходимо обсудить с администрацией аэропорта. Если этого не сделать, большая емкость, провозимый алкоголь или другие запрещенные предметы будут изъяты и утилизированы.

Можно ли обмануть сканер

Любое техническое устройство несовершенно. Конечно, даже при очень строгой системе контроля и тотальных досмотров всегда есть вероятность, что кто-то сможет пронести жидкость или другой запрещенный предмет в сумке. Как это возможно?

Обратите внимание! Данный пункт статьи не является инструкцией, как нарушить предписания службы безопасности аэропортов. Статья информирует о случаях, когда возможны сбои в работе сканирующих средств и объясняет их возможные причины.

  • Плохая считываемость предмета.

Несмотря на возможности рентгена, иногда он не срабатывает. Например, если предмет завернут в фольгу, это блокирует рентгеновские лучи. Такой объект выделяется темным цветом на экране контролера. Если сотрудник просто не обратит внимания на этот факт и пропускает нарушителя, то объект будет пронесен в самолет. Очевидно, что этот момент очень опасен, поэтому сотрудники службы безопасности путем досмотра убеждаются, что в чемодане нет ничего запрещенного. В таком случае часто просят открыть сумку и продемонстрировать, что именно лежит в этом месте.

  • Слишком большое скопление вещей.

Многослойные багажные сумки могут помешать рассмотреть опасный объект. Это приводит к тому, что пассажир спокойно провозит с собой крупную емкость с жидкостью, шампунем или питьем. Часто контролеру не видно, что такой объект в наличии в сумке, если его внимание переключается на другой, более заметный и объемный предмет.

  • Человеческий фактор.

Если сотрудники чем-то отвлечены, проверка на ленте приостанавливается. Но в общей суматохе может быть такой момент, когда недобросовестный пассажир или злоумышленник успешно проносит опасный груз. Если кто-то стал очевидцем данного случая, о нем необходимо обязательно сообщить в службу безопасности.

Думаю, все уже привыкли, что на страже порядка в аэропортах работают суперсовременные сканеры тела, которые могут увидеть все, что находится под вашей одеждой. Однако в 2012 году американец Джон Корбетт, автор блога «Выньте Администрацию Транспортной Безопасности из наших штанов», просто взорвал интернет своим видео. На нем он проносит в кармане через такой сканер металлическую коробочку, в которой легко могли поместиться наркотики, оружие или, например, контрабанда польской бижутерии!

Так что современные технологии еще можно обвести вокруг пальца. Но интересно, как это можно сделать? Сразу скажем, что эти наблюдения основываются только на принципе действия аппаратуры, никогда не проверялись на практике и имеют чисто умозрительный характер.

Итак, сканеры бывают для багажа и тела.

Давайте сначала обсудим первые.

Багажные сканеры

Такие приборы называют интроскопами. Они используют рентгеновское излучение, которое являются теми же электромагнитными волнами, что и свет, только в тысячи раз мельче, и от этого злее, агрессивней и энергичней. Некоторые материалы практически беспрепятственно пропускают это излучение, некоторые чуть задерживают. Так мы можем увидеть контуры объектов разной плотности.

Надо сразу сказать: не пытайтесь обмануть такой сканер, придавая незаконному грузу безобидные очертания. Дело в том, что ослабление излучения происходит при взаимодействии с электронами в атомах. А их количество варьируется в зависимости от элемента, поэтому интроскопы могут определить не только контуры и плотность материала, но и его приблизительный химический состав. Различные элементы подкрашиваются разными цветами, поэтому на изображении хорошо различимы органика, взрывчатка, наркотики, пластик, металл. Так что если вы провозите пластмассовый пистолет, то вас никто останавливать не будет. Но если вы попробуете замаскировать, например, пластид под шоколадку, это сразу заметят.

Слабое место интроскопов – геометрические особенности сканирования. Оно происходит в одной плоскости при движении багажа по ленте. Так что предметы, параллельные этой плоскости, будет сложно распознать. Но в последних моделях сканирование производится в нескольких плоскостях, и этот фокус сейчас уже почти нигде не проходит. Так что, если уж вы решились на такое, распиливайте все на мелкие кусочки, в надежде на то, что оператор их не заметит.

Металлоискатели

Что касается суперсовременных сканеров тела человека, прежде чем до них добраться, вы должны пройти через рамку металлодетектора. И вот его обмануть не так-то просто. Или?..

В таких рамках создается переменное магнитное поле, и из-за него абсолютно во всех металлах возникают слабые электрические токи. Поэтому предметы сами становятся источниками магнитного поля, которое и улавливает детектор. Магнитное поле нельзя ничем экранировать, оно проникает сквозь любые вещества, кроме сверхпроводников. Они обладают нулевым сопротивлением, и в них поле не проникает, так что металл, закутанный в сверхпроводник, будет невидим для металлодетектора. Единственная проблема – такое состояние достигается при очень низких температурах, не выше –140 ?. Так что, если хотите обмануть металлодетектор, будьте добры, захватите с собой баллон жидкого азота для охлаждения.

Сканеры на обратном рассеянии

Ну и наконец, о сканерах для человека. Их существует два типа. Первый – основанный на обратном отражении рентгеновского излучения.

Да-да, именно так. Все-таки дозу радиации в аэропорту вы можете схлопотать. Однако не переживайте, мощность этого рентгена очень-очень слабенькая. В дальнейшем полете на высоте 10 000 метров вы получите дозу в сотни раз большую.

Основаны эти сканеры на том, что рентгеновское излучение может не только пронизывать тела насквозь, но и отражаться. Этот эффект называют комптоновским рассеянием, и происходит он на свободных электронах. Но разве в нашем теле они свободные?


Дело в том, что в легких атомах нашей кожи электроны слабо притягиваются к ядру, поэтому их отчасти можно назвать свободными, от них отражаются рентгеновские лучи. А вот от металлов отражение слабое, так как ядра сильней притягивают электроны. Если зарегистрировать отраженное излучение, то кожа будет выглядеть светлой, а металл и остальное пространство будет черным, ведь оттуда не приходит отраженное излучение. Поэтому все металлические предметы, расположенные в боковых карманах, будут сливаться с фоном и их невозможно обнаружить. Так что, если вас не попросят повернуться боком к сканеру, у вас есть все шансы пронести что-нибудь металлическое незамеченным. Именно это и сделал Джон Корбетт.

Микроволновые сканеры

Второй тип сканеров – микроволновые. Они представляют собой две рамки, которые вращаются вокруг вас. В них расположены излучатели миллиметровых волн, наподобие радиоволн мобильных телефонов, wi-fi. Частота этих волн подобрана так, что они беспрепятственно проходят через одежду, но отражаются от поверхности кожи и металлических предметов.

Сканер формирует трехмерное изображение поверхности тела человека. Однако нужно понимать, что оно одноцветное. Такой сканер не видит особых отличий между металлом, неметаллом, кожей и прочей органикой. Так что замаскировать какой-то запрещенный объект, пожалуй, не составляет труда. Лишь бы маскировка была по форме человеческого тела и хорошо отражала миллиметровые волны.

Этические соображения

После введения таких сканеров многие, мягко говоря, удивились. Действительно, это прямо находка для извращенцев, потому что человек действительно виден голым на изображениях. Так что в современных моделях сканеров настоящее изображение обрабатывается программно, а оператор видит только лишь рисунок человечка. Если программа обнаруживает угрозу, она подсвечивает ее в соответствующем месте на картинке.

В заключение скажем, что, хотя некоторые типы сканеров можно обмануть, безопасность в аэропорту обеспечивается целым комплексом мер – видеокамеры, кинологи, психологи , которые наблюдают за поведением пассажиров. Так что обманывать придется не только сканер.

<<< Назад
Вперед >>>