Лучшая смазка для кулера компьютера. Чем лучше смазать кулер: смазкой или маслом. Почему компьютер шумит

Если вашему компьютеру более 3х лет, и вы слышите шум при его работе, вам поможет проведение чистки вентиляторов и их смазки. Эта нетрудная работа требует аккуратности и тщательности. Опишем подробно процесс технического обслуживания кулеров.

Первым делом займемся отсоединением компьютера от проводов. Затем снимем крышку компьютера с левой стороны. Расположим компьютер горизонтально на правом боку и начнем аккуратно очищать его от пыли. Кулер все время гоняет воздух по внутреннему пространству корпуса компьютера. Основная масса пыли оседает в больших количествах на радиаторах кулеров и на других важных деталях. Начало чистки можно поручить пылесосу, а по окончании обработки пылесосом блоки компьютера протираются ватным тампоном, смоченным спиртосодержащей жидкостью. Кроме спирта можно использовать одеколон или водку.

Как почистить и чем смазать кулер (вентилятор) компьютера

От степени тщательности очистки всех поверхностей внутри корпуса зависит то, насколько долгим будет эффект от вашей профилактической чистки.

Профилактика процессорного вентилятора

Процессорный вентилятор и радиатор процессорного вентилятора снимаем и, отделив друг от друга, аккуратно прочищаем сначала пылесосом, а затем спичкой. Чтобы добиться эффективного охлаждения чипа процессора, нужно очистить поверхности радиатора, его ребра, находящиеся рядом детали, а также крыльчатку вентилятора с максимальной тщательностью.

Очень хорошо, если в наличии есть термопаста. В этом случае старую термопасту полностью удаляют, поверхности процессора и радиатора, которые находятся в контакте, очищают спиртовым ватным тампоном и, дав им хорошенько их высохнуть, наносят очень тонким слоем новую пасту. При отсутствии свежей пасты, стараемся старую пасту размазать равномерно по поверхностям соприкосновения.

Приступаем к сборке системы охлаждения нашего процессора. Некоторые предпочитают смазку наносить, когда система охлаждения уже возвращена на место. На кулере процессора имеется наклейка. Ее надо отделить и с помощью спички очистить остатки смазки со шпинделя вентилятора.

В сети постоянно идут споры о том, какую смазку выбирать для кулера. Опытные сборщики компьютеров рекомендуют, что не следует выбирать слишком вязкую смазку для подшипников. Слишком вязкая смазка приводит к уменьшению скорости оборотов. Графитовые смазки также не подходят, так как их использование может привести к замыканию. Наилучший выбор – качественное масло для автомобиля. Оно не замедляет вращение вентилятора и имеет долгий срок службы без загустения и высыхания. На шпиндель кулера капаем три капли автомобильного масла при посредстве спички. Спичка выбрана как инструмент нанесения масла специально. При использовании масленки или шприца, можно нанести слишком много масла. И минеральное и синтетическое масла подходят для наших целей. Синтетическое масло немного лучше. Главное, не смешивать эти два типа масла.

Варианты смазки кулера:

  • WD-40 – антикоррозийная смесь;
  • масло парикмахерского инструмента;
  • силиконовая смазка;
  • синтетическое автомобильное масло;
  • минеральное автомобильное масло.

Место на вентиляторе, где находилась наклейка, также тщательно очищаем от масла и клея спиртовой ваткой. На некоторое время оставляем для просушки. Если наклейка не потеряла своих клеящих свойств, наклеиваем ее обратно. В противном случае используем скотч, наклеив его на место нанесения смазки. Чем более аккуратно будут проделаны эти действия, тем больше вероятность, что смазка не вытечет наружу из-за температурного расширения и смазанный узел надолго сохранит свою герметичность.

Избавляемся от излишков скотча по краям кулера. Если их не обрезать, они могут послужить источником лишнего шума, вызываемого струей воздуха.

Профилактика вентилятора блока питания

Дальше приходит очередь блока питания. Производим его демонтаж, стараясь его перемещать так, чтобы не потребовалось отсоединение питающих проводов от потребителей электропитания. Сняв крышку блока питания, производим очистку от пыли с помощью пылесоса.

Снимаем вентилятор блока питания и проводим чистку всех поверхностей под ним, поверхностей и ребер радиаторов блок питания, крыльев вентилятора с помощью ватного тампона, смоченного в спирте.

Аналогично работе с процессорным вентилятором, отделяем с верхней части кулера герметизирующую наклейку, извлекаем с помощью ногтя или иголки торцевую заглушку. Пользуясь спичкой, чистим вал вентилятора и шайбу от оставшихся сгустков старой смазки.

Наносим на шпиндель вентилятора три капли масла по аналогии со смазкой процессорного вентилятора. Чтобы смазка распределилась равномерно, придаем вентилятору вращение и делаем несколько оборотов вокруг оси.

Ставим заглушку на ее прежнее место и аккуратно приклеиваем скотч на прежнее место, проведя предварительно очистку торца вентилятора и просушку.

Избавляемся от лишнего скотча.

Производим монтаж блока питания.

Родные наклейки кулеров, если их клеющая сторона пришла в негодность, имеет смысл сохранить, наклеив где-то на внутренних стенках корпуса, чтобы информация о том, какие вентиляторы стоят в нашем компьютере не потерялась, если вдруг возникнет необходимость в их замене.

Ставим на место крышку. Убеждаемся, что она плотно села в пазы. При неплотном прижиме, крышка производит гул, напоминающий звук неисправного кулера. Часто он сбивает с толку. А значит стоит лишний раз проверить хорошо ли сидят обе крышки. Теперь можно подсоединять провода и испытывать компьютер. Наградой за хорошо сделанную работу по профилактике будет тихая работа вентиляторов компьютера.

В случае если профилактика с чисткой и смазкой кулеров не помогла радикально победить шум, или кроме него раздаются другие подозрительные звуки, значит вентиляторам нужен серьезный ремонт, а может быть стоит их и вовсе заменить. Некоторые смельчаки производят самостоятельный демонтаж кулеров. Они снимают со шпинделя стопорную шайбу, вытаскивают крыльчатку вентилятора, вынимают магнит, наносят на него слой клея Момент и возвращают на его исходное место. Стоит ли это делать, или лучше приобрести новый вентилятор, окончательное решение принимать вам.

Дополнительная информация по теме

Как разобрать и смазать вентилятор системного блока

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя.

Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера

Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Другие странички сайта

При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт www.mihaniko.ru обязательна.

Как правильно смазать вентилятор?

Спиртом не поможет, он не растворяет масла.Или бензином, или моющим средством типа Fairy . Потом промыть, просушить хорошо и добавить новую смазку.

я в детсве смазал часы бабушке таким же маслом, потом их пришлось выкинуть:tehnari_ru_942:

Растительные масла имеют свойство полимеризоваться на воздухе (одни сильнее, другие слабее), то есть густеют/твердеют. Высокая температура ускоряет процесс. Что такое — "олифа" — знаешь? Натуральная олифа до термообработки была растительным маслом 🙂

Спирт обезжиривает: сперва убираешь сухой ветошью основную массу смазки, потом проходишь ветошью смоченной спиртом или (на крайний случай) ацетоном.

Еще хуже, чем с литолом. 🙂
ОФФ: Зажарится нах… :))

Тем более в данном контексте, где не стоит задача "обезжирить".

Ну так зачем его растворять? Его нужно смыть, тем самым обезжирить поверхность, масло впитывается и остается на ветоши. 🙂
Бензин и тот содержит "жирные" масленые присадки.

Смазки для вентиляторов компьютера

Тем более в данном контексте, где не стоит задача "обезжирить".Старую смазку нужно смывать по-любому вместе со стружкой и пылью.

Ну это уже просто смешно tehno001. По пробуйте намазать руки подсолнечным маслом, а потом смыть спиртом или бензином. После спирта часть масла останется, после бензина ни капли, или можно уайт-спиритом как сказали выше(но он действительно чуть жирноват, но для подшипника это не страшно). В бензине столько "масленных" присадок что вы их даже не увидите невооруженным глазом. Ну… если ваша ветош пролезет во внутренности подшипника, тогда вы правы.

Руки, или шток вентилятора?
Ветоши и спирта достаточно, чтобы убрать всю смазку вместе с пылью, уж поверьте, я этих кулеров смазал около тыщи. 🙂

Вы про кулер от 478 сокета? А бензин что, зайдет внутрь и выйдет вместе с остатками масла и стружки? Вот это уж точно:

А в скользящий ветош значит пролезет;):D. Да уж ладно мойте чем хотите, я думаю тут каждый останется при своем мнении. Давайте наверное закончим на этом.

Представьте себе пролезет. 😉

Развеселили под вечер tehno001

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright 2000 — 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.

Профилактика компьютерного вентилятора (кулера)

Вентилятор является основным элементом любой активной охлаждающей системы в компьютере. Вентилятор на радиаторе процессора играет главную роль, так как он отвечает за температуру самого «горячего» устройства.

Профилактика вентилятора позволит уменьшить его шум и вибрацию.

Перед любой работой с комплектующими компьютера необходим обесточить его. Для очистки кулера, разберите его, в таком состоянии провести чистку намного легче и эффективнее. Вы сможете убрать накопившуюся пыль, которая скопилась над радиатором, особенно в радиаторах с множеством тонких ребер.

Пыль убрать можно при помощи обычной кисточкой для покраски, после протрите радиатор влажной салфеткой.

Наклейка, которая находится под вентилятором, служит защитой посадочного гнезда от пыли, но тем не менее она туда все равно попадает. При необходимости посадочное гнездо можно смазать, особенно если при работе вентилятора появились новые нехарактерные ему звуки.

Ни в коем случае не мойте вентилятор под краном, это может его погубить сразу и навсегда. Если вентилятор дорогой, то лучше отдать его специалисту, который его смажет и вернет ему жизнь еще на некоторое время.

Смазать вентилятор может даже начинающий пользователь, и для этого не нужно разбирать вентилятор - достаточно просто отклеить наклейку, под которой находится пластиковый или металлический фиксатор.

Вообще если заняться этим серьезно, то при правильном подходе можно существенно продлить жизнь старому вентилятору.

Ресурс по данному IP-адресу заблокирован по решению органов государственной власти

Почему вообще вентилятор становится старым? Пыль, пыль и еще раз пыль. Именно она и убивает механизм, затрудняя ему работу, поэтому сперва нужно максимально очистить вентилятор от пыли, потом убрать любые остатки прошлой смазки и только потом наносить новую. Для смазки вентилятора также можете попробовать силиконовое масло.

Чем смазывать вентилятор? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как специальной смазки для вентиляторов - нет. Однако, как показал опыт большинства, лучшим решением является автомобильное моторное масло (неотработанное). Также можно воспользоваться маслом заднего моста ТАД-17. Смазывать кулер необходимо при помощи шприца, в который набрать совсем немного масла.

Такое масло не стоит наносить слишком много, так как оно не предназначено для этого и со временем может вытечь из гнезда, после чего попасть на радиатор или даже материнскую плату.

Чтобы масло равномерно растеклось, необходимо оставить в горизонтальном положении отверстием к верху, иногда покручивая лопасти, чтобы ускорить процесс. Излишки масла необходимо обязательно удалить.

После того как вентилятор очищен от пыли и смазан, его можно установить обратно на радиатор. Результатом должно быть не только уменьшение шума, но и более низкая температура. Если температура снизилась недостаточно, то это означает что нужно менять тип охлаждающей системы. Конечно, вентилятор более мощный также решит проблему, но при этом он создаст заметный шум.

Если Ваш компьютер более или менее почтенного возраста стал издавать при работе заметный шум, сайт рекомендует провести чистку и смазку вентиляторов процессора и блока питания. Действо это несложное, занимает час-другой времени, что зависит от желаемой тщательности очистки радиаторов и аккуратности проводимых работ. Для большей наглядности в настоящую статью включён подробный фотоотчет обо всём процессе техобслуживания кулеров .

Чистка и смазка кулера (вентилятора) персонального компьютера

Для начала отсоединим компьютер от всех проводов и снимем левую крышку. Положим его на правый бок и займемся очисткой внутренних поверхностей от пыли. Как известно, воздух в корпусе постоянно циркулирует при помощи кулеров , и пыль засасывается большей частью в их радиаторы и другие детали. Начать очистку можно пылесосом, а затем протереть все поверхности блока и дисководов куском ваты, смоченной спиртом (водкой, одеколоном).

Спирт быстро высыхает и не вызывает коррозию и окисление деталей, подобно воде. Как известно, чистота - залог здоровья, поэтому чем тщательнее Вы очистите поверхности, тем дольше радиаторы останутся чистыми . Материнскую плату и карты достаточно аккуратно и издалека пропылесосить и при необходимости протереть ваткой.

Вентилятор процессора снимаем вместе с радиатором, отделяем один от другого и тщательно чистим радиатор пылесосом и спичкой, смоченной спиртом. Желательно добиться максимально возможной чистоты поверхностей ребер для лучшего охлаждения процессора. Чистке также подлежит крыльчатка и все близлежащие детали.

Если у Вас имеется под рукой запас термопасты, спиртом очищаем от старой пасты поверхности соприкосновения радиатора и самого процессора, даём им просохнуть и наносим тонкий слой новой пасты. Если свежей пасты не имеется, просто размазываем старую подобно пластилину тонким равномерным слоем без комочков.

Собираем систему охлаждения процессора. Смазку я предпочитаю проводить прямо на месте. Для этого отдираем наклейку на кулере процессора и удаляем спичкой остатки старой смазки с оси.

Изучив на различных форумах дебаты по поводу того, чем лучше смазывать кулер , я пришел к выводу, что смазка для подшипников скольжения не должна быть излишне вязкой (консистентной), чтобы не уменьшать обороты крыльчатки. Смазки на графитовой основе не подойдут – они могут послужить причиной замыкания электрических цепей. Хорошее автомобильное масло не препятствует вращению крыльчатки и надолго сохраняет свои свойства (не высыхает и не загустевает). Поэтому капаем на ось 2-3 капли моторного масла при помощи спички. Осмысленно не использую для этих целей шприц или маслёнку, чтобы не переборщить. Масло лучше взять синтетическое, но и минеральное хорошего качества также прекрасно справляется со своими обязанностями. Не стоит смешивать минеральное масло с синтетическим.

Место на кулере , где была приклеена наклейка, очищаем от старого клея и возможных пятнышек масла ваткой со спиртом и даём просохнуть. Тщательно заклеиваем отверстие для смазки скотчем. От тщательности этого момента зависит герметичность смазанного узла, а именно не вытечет ли масло при повышении температуры наружу, что, согласитесь, не добавит вашему компьютеру здоровья.

Излишки скотча обрезаем маленькими ножницами. Не оставляйте необрезанными небольшие излишки по краям – они могут шуметь от набегающего потока воздуха.

Далее берёмся за блок питания. Демонтируем его, причем я стараюсь так подобрать его перемещения и длину проводов, чтобы не приходилось его отсоединять от потребителей питания. Снимаем с него крышку, пылесосим.

Демонтируем вентилятор и вычищаем все близлежащие поверхности, радиаторы блока питания, крыльчатку кулера при помощи ватки, смоченной спиртом.

Отрываем наклейку с кулера и вынимаем иголкой или ногтем заглушку на торце. Спичкой очищаем ось и шайбу от остатков старой загустевшей смазки .

Капаем на ось пару капель масла аналогично кулеру процессора и прокручиваем крыльчатку для равномерного распределения смазки .

Возвращаем на место заглушку и заклеиваем кулер скотчем.

Обрезаем излишки и собираем всё в обратной последовательности.

Оставшиеся наклейки с кулеров с их данными я не выкинул, а приклеил на блок питания и внутреннюю стенку компьютера скотчем на случай, если понадобится информация о кулерах при их последующей возможной замене.

Закрываем крышку, убедившись, что фиксаторы по периметру сели на место. Неплотно прижатая крышка гудит и создается впечатление неисправного кулера . Поэтому проверяем плотность посадки обеих крышек, подсоединяем провода и наслаждаемся тишиной.

P.S. Если смазка кулеров не помогла или помогла очень ненадолго, они продолжают шуметь и издавать явно нездоровые звуки, значит кулеры требуют замены или более серьёзного ремонта. Вкратце скажу, что кулеры демонтируют, снимают стопорящую шайбу с оси, вынимают крыльчатку и вытаскивают отклеившийся магнит, смазывают его клеем Момент и вставляют до упора на своё место. Я этим никогда не занимался, а стоит ли овчинка выделки – каждый решает для себя сам.

P.P.S. Техобслуживание компьютера включает также и периодическую очистку линз дисководов. Я предпочитаю делать это вручную, не царапая линзы чистящими дисками от сомнительных и не очень производителей. Для этого дисковод демонтируется, разбирается, линза протирается ваткой, слегка увлажнённой спиртом. Специально ковырять свои дисководы я сейчас не стал, но когда займусь этим делом, обязательно выложу фотоотчет на .

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Большинство компьютеров оснащены тремя вентиляторами. Один находится в блоке питания, второй - в корпусе компьютера, и третий - в центральном процессоре.

Неисправность вентилятора можно определить по шуму.

Вентиляторы нужны для охлаждения системы. Если хотя бы один из вентиляторов перестанет работать, система может перегреться, и часть информации может исчезнуть.

Первым порывом может быть замена кулера. Но в этом чаще всего нет необходимости. Можно просто смазать неисправный вентилятор, и для этого достаточно одной капли масла.

Как выбрать масло

Неправильный выбор масла для вентилятора может привести к его полной поломке. Многие люди пользуются WD-40, специальной смазкой, разработанной американской компанией для смазывания всякого рода шумных и скрипучих поверхностей. Но не стоит использовать это средство для вентилятора компьютера.

Оно помогает лишь в том случае, если смазывают предмет, редко находящийся в движении, например, дверную петлю. Но вентилятор находится в постоянном движении, и крутится на большой скорости.

Лучше воспользоваться бытовым смазочным маслом, предназначенным для швейных машин, электроинструментов, дверных замков, петель.
Есть специальное масло для швейных машин. Оно легкое и вязкое, выдерживает высокую температуру и специально разработано для смазки деталей, работающих на высокой скорости.

Принцип работы вентилятора

Большинство вентиляторов держатся на подшипниках скольжения, состоящих из вала, который вращается внутри цилиндра или втулки.

Цилиндр состоит из пористого металла, смазанного маслом. Когда вал начинает вращаться, часть масла с втулки перемещается ближе к валу, создавая масляную пленку. Так металлические части почти не соприкасаются, не повреждаются, и шум почти не слышен.

В идеальном случае внутри цилиндра всегда достаточно масла, и вентилятор не изнашивается. Но при некоторых издержках производства, например, если подшипник плохо склеен, часть масла испаряется. Тогда вентилятор станет работать медленнее, его части начнут тереться друг о друга и изнашиваться, компьютер будет перегреваться. Появится шум.

В таком случае следует капнуть в кулер одну каплю масла.

Как смазывать вентилятор

Чтобы смазать вентилятор, надо разобрать компьютер и извлечь из него кулер. Положите вентилятор на стол и осторожно снимите наклейку. Часть наклейки находится сразу над зазором для проводков. Отсюда ее легче отогнуть.

Выньте из середины вентилятора резиновую пробку. Для этого можно воспользоваться небольшой отверткой, осторожно заведя ее за край пробки.

Вы увидите в образовавшемся углублении конец вала внутри цилиндра. Капните одну каплю масла в углубление.

Достаточно всего одной капли, не нужно лить масло в подшипник.
Верните на место резиновую пробку, заклейте ее сверху наклейкой. Иногда наклейка перестает клеиться. Тогда можно воспользоваться обычной изолентой.

После того, как вентилятор вернулся на место, компьютер должен поработать несколько минут прежде чем масло полностью смажет кулер. Через некоторое время компьютер станет работать тише и перестанет сильно нагреваться.

Практически любой персональный компьютер регулярно требует чистки и смазки кулера – специального вентилятора, служащего для охлаждения процессора или других важных частей (блока питания, видеокарты и пр.). Насколько сложна подобная процедура? Можно ли провести её в домашних условиях? На что стоит обратить внимание, а также что может понадобиться при проведении чистки вентиляторов и их смазки? Обо всём этом и многом другом мы расскажем в этой статье.

Для начала нужно понять, чем лучше всего в компьютере. Первое, что приходит на ум – это масло. Естественно, не растительное, не оливковое и не животное! Ведь если вы будете использовать такую смазку, то можете и вовсе испортить кулер. К нему просто начнёт усиленно налипать пыль и грязь.

  • Машинные масла (т. е. моторные автомасла – синтетические, полусинтетические);
  • Смазочные масла для швейных машин и различного электрооборудования;
  • Высокоэффективные смазки для подшипников;
  • Специальные силиконовые смазки.

Не стоит использовать те смазочные вещества, которые склонны к загустеванию. Это солидол, циатим, литол и пр. Подойдёт ли WD-40? Опять же, нет. Это вариант смазки от американского производителя предназначен лишь для обработки тех поверхностей, которые редко находятся в движении. Например, дверная петля. Тогда как кулер работает постоянно и при больших оборотах.

Кроме того, на различных форумах многие пользователи рекомендуют для смазывания кулеров ПК использовать графитовую смазку. Однако мнение специалистов на этот счёт другое. Ею вы нанесете больше вреда, чем пользы. Во-первых, она хорошо проводит ток, что может стать причиной замыкания. Во-вторых, графитовая смазка предназначена для смазывания тяжело нагруженных механизмов, которые работают на умеренных скоростях.

Однако кулер – это высоко оборотистое устройство. К примеру, даже самый простой и миниатюрный вентилятор у слабенького процессора intel или amd способен вращаться на скорости 1000-1500 об/мин. Что уж говорить про дорогие и мощные модели кулеров от таких производителей как deepcool, zalman, coolermaster и пр.

Поэтому применять графитовую смазку нельзя. Из-за неё обязательно снизится скорость вращения вентилятора, увеличится износ подшипников и т. д.

Что важно знать про вентилятор компьютера?

Многие оснащены сразу несколькими вентиляторами. Как правило, их три. Это кулеры, предназначенные для охлаждения блока питания компьютера, процессора и видеокарты. Все они крайне важны для стабильной работы системы. Если даже один выйдет из строя, то из-за перегрева пк могут быть большие проблемы.

Что же тогда делать? Всё просто – внимательно следить за тем, не греется ли компьютер, не издаёт ли он странные звуки, не появились ли дополнительные шумы при его работе. Каждый из перечисленных пунктов – это явный симптом, говорящий о необходимости смазать вентилятор ПК.

Почему же кулер компьютера периодически требует дополнительной смазки? Всё дело в его конструкции. Как правило, устройство работает за счёт подшипников скольжения или качения, имеющих специальный вал. Он вращается внутри втулки или цилиндра, где имеется смазка, создающая специальную маслянистую пленку. Постепенно она испаряется либо загрязняется, а это приводит к тому, что металлические детали начинают соприкасаться друг к другу. В итоге появляется шум, вентилятор работает намного медленнее и компьютер греется.

Как смазать вентилятор (кулер) процессора?

Итак, вы уже поняли, чтобы кулер не шумел, а различные части компьютера не грелись, его необходимо почистить и смазать. Для этого мы предлагаем вам следующую схему действий:

  • Первым делом разбираем корпус системного блока, чтобы получить доступ к кулерам.
  • Обычно проще всего снять вентилятор процессора, так как он располагается на видном месте. Так что начнём с него. Понадобится отвертка, чтобы открутить болты и снять кулер.
  • Попутно с вентилятором процессора снимаем и радиатор. Отделяем каждый друг от друга и тщательно очищаем. Можно воспользоваться пылесосом. Затем ватными палочками, смоченными в спирте (одеколоне или водке). Желательно, подвергнуть очистке все рёбра, детали и доступные поверхности.
  • Если у вас есть термопаста, то неплохо обработать ею места соприкосновения радиатора и процессора. Правда, не забываем предварительно с помощью спирта убрать старую пасту.
  • Затем всё собираем обратно. Теперь переходим к процедуре смазывания. Для этого на кулере процессора убираем специальную наклейку, расположенную в центре. Далее нужно вытащить маленькую резиновую пробочку (например, при помощи пинцета или отвертки). Будьте предельно аккуратны.
  • Под резинкой вы обнаружите втулку и ось. С помощью спички, зубочистки или ватной палочки удаляем старую смазку.
  • После чего можно приступать к смазыванию. Просто нанесите немного масла на ось вентилятора. При этом помните, что нет никакой необходимости в большом количестве смазки. Ведь при наложении резиновой пробки все излишки будут выдавлены наружу. К тому же, из-за этого может запачкаться корпус, и защитную наклейку будет сложно приклеить обратно.
  • Как вы уже поняли, заключительный этап – это возвращение резиновой пробочки на место. При этом нужно следить, чтобы смазка не вышла наружу. После чего протираем корпус кулера и переходим к наклейке. Если она сильно износилась, то её можно заменить обычным кусочком скотча. Только не забудьте убрать все излишки клейкой ленты, а то из-за работающего кулера они будут шелестеть и издавать дополнительный шум.

Смазывать можно и внутренние части вентилятора. Но это довольно сложно. Причём придётся полностью разбирать кулер. Поэтому беритесь за такую работу, только если вы уверены в своих силах и имеете определённый опыт. Иначе можно легко испортить кулер.

Как смазать кулер видеокарты или блока питания?

Процесс смазывания и чистки кулера видеокарты или блока питания зачастую оказывается немного сложнее, чем процессора. Обычно это объясняется тем, что приходится разбирать корпус и откручивать большее количество болтов. Иначе получить доступ к точке смазки нельзя.

Также кулеры у видеокарт и блоков питания не всегда одинаковые. У некоторых точка смазки сверху (просто под герметизирующей наклейкой), у других – нужно снимать радиатор, отсоединять вентилятор и затем лишь переходить к чистке и смазке. Во всём остальном процедура аналогична работе с процессорным вентилятором.



Что же делать с неразборным кулером?

Нередко современные компьютеры оснащаются неразборными кулерами. Причём чаще всего их можно встретить на некоторых видеокартах nvidia geforce. Смазать такие вентиляторы намного сложнее. Ведь здесь не будет специальной резиновой пробочки, убрав которую вы получаете доступ к втулке. Конечно, кому-то, простите за каламбур, удаётся разобрать неразборный кулер. Однако чаще всего это заканчивается поломкой креплений и прочих деталей.