Как из слайдов сделать фотографии? Пересъёмка узкой плёнки на цифровую зеркальную фотокамеру Подготовка к пересъёмке

Обновлено: Суббота, Январь 3, 2015

Цветные слайды были популярны в пленочную эпоху, потому что давали возможность показать огромную картинку отличного качества. Размер изображения ограничивался только размером проекционного экрана. Даже из простой мыльницы слайды получались более цветными, чем заснятая натура. Такой эффект — это особенность проекции в затемненном помещении или, по-другому, магия синематографа. Сейчас экраны уступили место тонким плоским мониторам, а проекторы планшетам, смартфонам, ноутбукам. Но как засунуть цветной слайд в память умного гаджета. И сделать это нужно за 10 минут.

Часть первая. Как сделать правильно

Есть несколько способов получить нужный вариант по качеству при оцифровке слайдов любого размера. Профессионалы, которым в прошлом приходилось фотографировать для печатных изданий все это хорошо знают. Продвинутые любители тоже могли купить специальную установку для пересъемки слайдов размером до 6 на 9 см. на пленочный фотоаппарат. Какие варианты есть у современного цифрового фотографа.

Репроцентр типографии или рекламного агенства

В 90-е годы почти все типографии бывшего СССР приобретали западную технику, в том числе барабанные сканеры различных фирм. Не скажу за всю Россию, но в Москве вообще не проблема сделать сканирование слайда любого размера с параметрами самого высокого качества. Мне приходилось обращаться в НИИ полиграфии и результат был отличным – фотоформы 60 на 90 см. для офсета плюс цветопроба в комплекте. Если у вас ценный слайд, снятый на пленку типа «Кодакхром» и первоклассной фотооптикой, то вам нужно отдать свой 35 мм. слайд на барабанный сканер.

Специализированные фирмы по оцифровке видеокассет, негативов

Имеют возможность приобретения современных фильм сканеров, относительно дорогих для нашего российского пользователя. При наличии передовых моделей и обученном персонале дают качество оцифровки сравнимое с типографиями. Но это в теории, а в жизни всегда «по-русски». Печальный пример из моей практики.

Красивая русоволосая девушка была запечатлена на слайды «Fujichrome» фотоаппаратом Minolta x700. Пришла пора поселить красавицу в компьютер иными словами оцифровать. Я нашел фотолабораторию, где был отличный на то время сканер NIKON Coolscan 4000ED. Оператору лично в руки передал 10 слайдов без рамки, диск CD-R и собственно заказ: сканировать с максимальным разрешением, без коррекции, сохранять в TIFF и записать на болванку. Как раз десять несжатых файлов по 70Мб на диск. Итог, все изображения были сохранены в JPEG со степенью сжатия более тридцати, но узнал я это когда начл работать с картинкой. Оператор была девушкой, и что печально, брюнеткой.

Лаборатория печати фотографий

Принцип работы цифровой печатной лаборатории таков: пленка сканируется, файл передается на печатную машину и проектируется на фотобумагу, а далее дело химии. Поэтому, логично, что вам сделают оцифровку слайда и запишут на диск. Ограничение конечно есть — одиночные кадры так просто в рамку сканера не вставить. Нужно заморачиваться с подклейкой к отрезку пленки не менее из четырех кадров. Цена работы возрастает в несколько раз при условии, что оператор захочет иметь эти проблемы.

Купить сканер и оцифровать весь свой архив негативов и слайдов

Если вы энтузиаст фотографии и все любите потрогать своими руками, то выбора у вас нет. Покупаете сканер, осваиваете навыки и знания еще одной специальности. Книги по сканированию доступны, а навыки появятся быстро. Дам пару советов по выбору девайса.

  • Первый, размер кошелька не всегда определяет модель сканера. Важнее ваши потребности по размерам и максимальному разрешению. Я бы теперь выбрал модель с большим числом железных рамочек. Поверьте, получить хорошее выравнивание скрюченных диапозитивов – операция не тривиальная.
  • Второй, всегда ли нужно гнаться за максимальным качеством или простота и скорость работы стоят на первом месте. Есть модели сканеров, которые вы не сможете подключить к современному компьютеру.
  • Третий, как вариант вполне приемлем настольный офисный сканер, оснащенный слайд модулем. Это специальная крышка, в которой стоит лампа. По совмещению может сканировать книги, дипломные, курсовые и прочие бумаги.

Часть вторая. Оцифровка слайда в жилой комнате за 10 минут

Поискав среди квартиры какой-нибудь вещицы по форме коробки, но с дыркой, я остановил свой взгляд на фарфоровом ящичке для ароматов. Кроме этого нужно еще кусочек черного картона. Его я получил разрезав упаковку от чая. (илл.01)

Нужно все лишнее убрать, взять лист офисной бумаги формата А4 и затолкать половину в боковое отверстие. Внутри ящичка бумагу разгладить по стенкам, а часть оставшаяся снаружи будет служить отражателем. В нее будет светить вспышка, когда мы поставим ее в башмак фотоаппарата. На фото вся установка в сборе: штатив, фотоаппарат, системная вспышка, импровизированный модуль для подсветки слайдов в рамках. (илл.02)

Упаковка от чая имеет внутри покраску в черный цвет. Ножницами я отрезал нужного размера строну. В ней нужно ножем для бумаги прорезать прямоугольное отверстие по размеру на 1мм больше чем кадр наших рамок для слайдов. Картонка укладывается на ящичек сверху, а рамка со слайдом на нее. (илл.03)

Все началось с игрушечной беседки. В такие домики с линзой в крыше вставляли один кадр цветной пленки. Обычно на этом кадре был портрет ребенка. Так вот мне понадобилось срочно отправить фото из беседки в другую страну по електропочте. Так началась эта сомнительная фотосъемка. (илл.04)

Для того, чтобы добраться до кусочка пленки, нужно открутить крышу с линзочкой зеленого цвета. (илл.05)

Потом достать верхнюю рамку, она просто поднимается вверх. Извлечь наш кадр пленки и вставить в приготовленную рамочку для слайдов. (илл.06)

От времени на поверхности цветного слайда образовались пятна. Они хорошо видны на фото. Можно попытаться их удалить. Для этого я использую мини салфетки из нетканого материала пропитанные спиртом. Спирт действительно чистый из Германии. (илл.07)

Техника работы проста как вареная картошка. Камера Canon 550D закрепляется на штативе. Регулируя размах ножек приближаем объектив к слайду на нужное расстояние. Смотрим в видоискатель и корректируем положение. На глаз стараемся выдержать вертикально осевую линию проходящую через объектив и центр слайда. Для наводки на резкость я применил светодиодный фонарик. Когда в кадре все резко, то переключатель на объективе ставлю в мануал. (илл.08)

Вспышка работает в режиме E-TTL II по проходящему через объектив свету, поэтому с экспозицией проблем почти нет. Хоть все сделано на коленке, результат меня удовлетворил. Конечно слайду более сорока лет и он требует обработки. Ниже результаты полученные очень быстрой пересъемкой слайдов в комнатных условиях. (илл.09-10)

Дополнение к основному тексту

Вспышка согласована с зумом камеры. Используемый комплект Canon 550D kit 3.5/5.6 18-55mm IS II поэтому в автомате вспышка имеет зум 50mm. Войдем в меню управления внешней вспышкой и установим трансфокатор на 105mm. Нам не нужен широкий угол освещения. (илл.11)

Лист бумаги можно вырезать ножницами по размеру и аккуратно вставить внутрь ящичка. Для отражения хватит полоски бумаги, сложенной под углом. Более культурный вид показан на первой картинке поста.

Часть третья. Андроид вместо сканера

Смартфоны уверенно вытесняют фотоаппараты из повседневной жизни. Зачем он нужен, когда в телефоне стоит фотомодуль с качеством реальных 8 Мп. Используя модуль для пленки при помощи iPhone или Android смартфона можно получить оцифрованное изображение. Стоит девайс около $60. Сверху коробочки укрепляется смартфон, а снизу в паз подается кусочек пленки. Готовое изображение видим на экранчике. (илл.12)

Можно использовать не только iPhone, но и соизмеримый по габаритам телефон на базе Android. Работать также просто как делать обычные снимки. (илл.13)

Обработка происходит в самом смартфоне — достаточно применить готовый эффект к изображению. По желанию загружаете весь альбом на свою страничку в соцсети. Все!

То, что плёнку можно не только сканировать, но и переснимать на цифру - давно известный факт.
Например, форумная ветка на фото.ру начинается еще с 2010 года и жива до сих пор.

Зачем вообще это нужно, если есть сканеры?

Во-первых, они, увы, все еще дороги. Тот же Nikon 5000 стоит около 100 тыс. р. Это как хорошая камера с макриком.
Есть правда еще какие-то старые варианты типа минольты, плюстека и т.д., но там свои нюансы.

Сканирование за деньги тоже бьет по бюджету, по сути мы платим за ролик пленки 300-400 р, и как минимум еще столько же приходится отдать за сканирование, плюс проявка, итого 36 ничтожных оцифрованных копий реальности обходится в 1000 р:) Ну, как любит говорить Паша Косенко, "пленка это вообще дорогое удовольствие" :)

Во-вторых, качество сканирования зависит от очень многих факторов, начиная с прогибов пленки и заканчивая настройками софта (а софт этот сделан в большинстве своем - для инопланетян и под старые операционки). И большинство сканирует с неоптимальными настройками.

Поэтому многие пытаются решить вопрос подручными средствами.
Принцип элементарно прост - пленка фотографируется на цифру напросвет с помощью макрообъектива или даже мыльницы с хорошим макро. Для этого делается некая конструкция, которая жесто соединяет камеру и держатель для пленки (рамку, окошко, готовый узел от фотоувеличителя или диапроектора). Иногда обходятся просто штативом, но это для разовой пересъемки, потому что настраивать параллельность плоскостей нужно аккуратно и долго. Иногда берут готовые старые адаптеры для пересъемки слайдов или макромеха. В общем, вариантов много.

Раньше главная проблема была в невысоком разрешении камер. Поэтому кроме как для домашнего архива - никто не переснимал пленки для более серьезных целей.
Чтобы как-то компенсировать малое разрешение, придумывали специальные рельсы, по которым камеру двигали и снимали пленочный кадр в несколько кадров, как панораму. Сегодня это уже не нужно - цифра давно взяла барьер в 35 мгпкс, причем без АА-фильтра, а выше 20-30 мгпкс на "обычной" цветной пленке живет только зерно. Можно конечно высканивать форму зёрен до бесконечности, но мы здесь не за этим:)

Моя конструкция

В общем, недавно я вспомнил, что давно хотел попробовать пересъемку на Olympus OM-D E-M5 Mark II, в котором есть режим высокого разрешения, дающий на выходе порядка 40 мгпкс. А у Олимпуса ведь еще есть прекрасный макрик 60 мм f/2.8. В общем, пока болел, за пару дней сделал такую вот цифровую репродукционную установку (ЦРУ!).


Конструкция

Станина отпилена на скорую руку из доски ДСП, кадровое окошко вырезано в куске пластика и накрыто направляющими на клею, там довольно сложная конструкция из 3 слоёв, которую я не буду описывать, наверное лучше всего отыскать готовую рамку от сканера, взять узел от диапроектора или найти на барахолке фотоувеличитель. Их можно приспособить с минимальными переделками. С обратной стороны пластмаски прикручен кусок молочно-белого оргстекла, в качестве рассеивателя. Камера крепится на готовую штативную площадку (у меня валялась quick-release от новофлекса, я ее прикрутил болтом насквозь к доске). Откидной кожух работает как защита от внешнего света, он сделан из черной канцелярской папки.

Я показываю общую идею, реализация может быть любой, не только горизонтальной кстати, если вы используете как основу фотоувеличитель например.
Самое главное - соблюсти параллельность плоскостей. Угол по вертикали легко проверяется угольником, который можно приставить как к кадровому окну, так и к передней части объектива. Угол по горизонтали наверное лучше всего проверять линейкой от оси объектива до углов кадрового окна.

Подсветка

Это отдельный вопрос. По поводу нее ломают копья, кто-то даже паяет собственный свет из RGB-светодиодов. Дело в том, что важно не только, чтобы свет был полноспектральным, но, если переснимается цветной негатив, то подсвечивать лучше голубовато-бирюзовым - в противоположность цвету подложки пленки. Это уменьшит разбаланс цветовых каналов, и качество картинки будет выше, а обработка - проще.
А лучше всего, говорят, снимать на фоне голубого неба в ясную погоду. Или взять вспышку с голубым светофильтром. Но вспышка - неудобное решение, не видишь, что переснимаешь.
В принципе я пробовал переснимать с простой бытовой светодиодной лампочкой из ИКЕИ, и никаких особых издержек по качеству и цвету не заметил. Тут надо отдать должное не только самой плёнке, которую очень трудно "испортить", но и Олимпусу - равы с него отлично тянутся во всех направлениях:)
Но на всякий случай позади установки я сейчас ставлю айфон с голубой заливкой.

Съемка

Снимать лучше с пультиком (или управляя с компьютера), на хорошо зажатой диафрагме, но не выходя за дифракционный предел вашей камеры.
Для моей камеры это примерно f/6.3, а наилучшей резкости по всему кадру в режиме Hegi Resolution я достиг на f/5.6.

У Олимпуса очень удобное и функциональное приложение Olympus Capture, которое как раз кстати недавно обновилось и теперь полноценно работает с режимом High Resolution Mode.

Помимо кучи других функций, там даже можно вручную выставить направляющие на кадре, по которым выравнивается пленка. И отдельной похвалы заслуживает ручная фокусировка кнопочками, с минимальным шагом. Это дает возможность прям поймать в фокусе зерно.

Но самый кайф в том, что можно включить в системе инверсию цвета, и мы получаем просмотровый столик для негативов с позитивным изображением. Очень помогает в предварительном отсеве неудачных кадров.

На пересъмку 1 пленки 36 кадров уходит максимум получаса (в режиме высокого разрешения). Это если вручную фокусироваться на каждом кадре. Если пленка ровная, то ее прогибом можно пренебречь и сфокусироваться 1 раз в самом начале, тогда весь ролик можно отстрелять минут за 10:) В сравнении со сканированием, это очень быстро.

Обработка

Конвертирую исходный RAW в RPP, выставив профиль BetaRGB (предварительно его надо скачать и кинуть в папку программы где положено быть кастомным профилям, см. мануал к RPP). Делаю это, чтобы исключить влияние проприетарных профилей RPP которые при последующей инверсии негатива почему-то плохо сказываются на цвете, хотя по идее должно быть наоборот.

Контрастная кривая L*, баланс белого ставим по межкадровому, экспокоррекция (простая, не компрессированная!) по вкусу, я стараюсь просто держать горб гистограммы примерно в середине диапазона. Насыщенность и все остальное - по нулям.

Тащим полученный на выходе огромный TIFF (9216 x 6912 пикселей!) в фотошоп, инвертируем картинку простой инверсией (Cmd+I) и создаем корректирующий слой с кривыми.

Делаем кроп, максимально плотно подрезая картинку. Дальше идем в кривые и последовательно в трёх каналах сдвигаем крайние точки кривых вплотную к соответственно началу и концу горба гистограммы. И так повторяем в каждом канале. Каналы переключаем Alt + 2, 3, 4, 5. Удобно при этом держать Alt зажатым при перетаскивании бегунков кривых, тогда будет отображаться клиппинг, а сдвигать концы кривой надо до тех пор, пока не появляются первые намёки на провалы и соответственно засветки.
Самы кривые должны оставаться линейными, но после того, как вы пройдетесь по всем каналам и сделаете по вкусу коррекцию общей кривой контраста, можно где-то что-то и выгнуть, например, синюю кривую утеплить нелинейно.

Я записал видео обработки:

После кропа получается картинка размером около 8500 x 5700 пикселей.

Я сделал экшн, который шарпит фото через Smart Sharpen и уменьшает ее до 5500 по длинной, таким образом получается очень резкая картинка необходимого и достаточного разрешения.

Результаты

Посмотрим, что получается на выходе.

Картинка с овощами (внимание, по клику - полноразмер без шарпа и ресайза, JPEG, 13 МБ):

Кстати у меня есть скан этого кадра, сделанный на Nikon Coolscan 5000. Давайте сравним их, раз такое дело:)
Кадр с пересъемки я теперь уменьшил до размеров скана, но не шарпил. Разница в цвете легко компенсируется, диапазон пересъемки позволяет свободно корректировать цвет и насыщенность в любую сторону по желанию в довольно больших пределах без потери качества.

По-моему, пересъемка как минимум не хуже. Я не стану утверждать, что она лучше, потому что всегда найдутся скептики-ковыряльщики, которые начнут выискивать то, чего нет. Но зерно пленки на пересъемке выглядит более четко, и это не шум матрицы. При этом картинка более пластична. Хотя надо учитывать, что скан здесь автоматически откорректирован приложением Nikon Scan, которое немного зарезало диапазон.

Еще две картинки (за авторством veryoxygen , на чьих пленках я в основном и тренировался:))
По клику - полноразмер.

Несколько кропов:







Портрет:

Трезвый взгляд

Если денег на сканер или сканирование нет, но уже есть хорошая камера с хорошим макрообъективом (в данном случае - Olympus OM-D E-M5 Mark II с 60 mm macro f/2.8), то при наличии рук и свободных 1-2 дней можно сделать приставку для пересъемки и получить результат, который как минимум не хуже, чем сканирование на Nikon Coolscan 5000 (и, возможно, вполне сравним с Coolscan 9000).

Однако у метода есть и свои очевидные недостатки:

1. Всё нужно делать вручную. Двигать пленку, фокусироваться, нажимать кнопку. Да, на пересъемку 1 ролика при этом все равно уходит времени в три-четыре раза меньше, чем при ее сканировании. Но при этом нельзя заниматься своими делами, как со сканером - запустил и пошел пить чай.

2. Требуется обработка. Хотя методика несложная, но каждый кадр нужно обрабатывать индивидуально. И при этом иметь какие-то навыки цветокоррекции. Поэтому пересъемка плохо подходит для больших фотосессий.

Других недостатков пока не заметил.
Конечно сканирование сильно удобнее. Я почти каждый день вижу, как пленки сканируются на Coolscan 5000 - вставил пленку, обдул ее грушей - и понеслась. Да, есть некоторые нерегулярные траблы с софтом, который устаревший и давно не обновлялся. Но автоматика никон скана дает неплохой готовый результат. То есть, заряжаешь пленку и через полтора часа получаешь готовые файлы, которые почти без коррекции можно публиковать.
В Среде сейчас можно отсканировать пленку 36 кадров в максимальном качестве всего за 600 р (проявка бесплатно) - http://shop.sreda.photo/film-scan-developing/

Да, сегодня пленка - дорогое удовольствие. Зато пленочная техника дешевая. Т.е. попробовать можно занедорого, а если втянешься - то пиши пропало:)
Всем удачи!

В этой статье я хочу рассказать вам об одном из способов пересъемки негативов и слайдов. Как правило, сканирование пленки на бюджетном планшетном сканере, оборудованном слайд-адаптером, дает весьма посредственное качество негатива. В связи с этим многие стали использовать цифровые фотоаппараты для пересъемки негативных и слайдовых фотопленок, с последующей коррекцией в графическом редакторе.

Способов пересъемки пленок достаточно много. Некоторые требуют самостоятельного изготовления довольно сложных приспособлений. Способ, который привожу я, не требует практически никаких специальных приспособлений и довольно прост в применении.

Вам потребуется:

  1. Затемненное помещение
  2. Зеркальный цифровой фотоаппарат
  3. Макрообъектив или длиннофокусный объектив
  4. Штатив
  5. Монитор персонального компьютера или ноутбука
  6. Слайд-адаптер от планшетного сканера или кусок стекла
  7. Канцелярские зажимы

Принцип съемки

Для того, чтобы получить хорошие результаты при пересъемке пленок, нужно снимать их на просвет, то есть источник света должен находиться за пленкой. В результате матрица фотоаппарата зафиксирует негативное или позитивное изображение (смотря какая пленка используется - негативная или слайдовая). Затем полученное изображение подвергается коррекции в любом графическом редакторе. Мы будем использовать Adobe Photostop.

В качестве источника света можно использовать любой равномерно светящийся объект, например, монитор ПК или ноутбука. Это самый бюджетный способ. Если у вас есть внешняя вспышка с радиосинхронизатором, то вы сможете значительно упростить процесс и получить более высокое качество снимков. Но этот способ требует отдельного рассмотрения.

Подготовка к съемке

Запустите программу Adobe Photoshop на ПК или ноутбуке. Создайте новый документ любого формата, к примеру А4. Для этого перейдите в меню Файл - Создать или нажмите CTRL+ N.

В открывшемся диалоговом окне выберите Международный формат бумаги


Выберите размер А4 и нажмите ОК.


Вы получите документ белого цвета.

Теперь нажимайте клавишу F для перехода в полноэкранный режим. В зависимости от того, в каком режиме вы находитесь, нужно нажать клавишу F один или два раза. Находясь в полноэкранном режиме, нажмите ALT+CTRL+0 (ноль), чтобы белым стал весь экран. Мы будем использовать его в качестве подсветки для пленки. Напомню, что съемку нужно производить в темном помещении.

Закрепите отрезок пленки в слайд-адаптере (для использования в адаптере пленку 35 мм нужно нарезать по 6 кадров. С помощью канцелярских зажимов сделайте "ножки", чтобы ваша конструкция могла устанавливаться в вертикальное положение. Если у вас нет слайд-адаптера, можно использовать небольшой кусок стекла, закрепляя пленку по краям у перфорации малярным скотчем. Он не оставляет следов.


Установите фотоаппарат на штатив. Так как вы будете снимать при длинной выдержке, использование штатива является обязательным. Расположение оборудования для съемки приведено на рисунке ниже


Установите минимальное значение ISO, формат съемки RAW, режим съемки М. Используйте пульт дистанционного управления для спуска затвора или включите режим задержки спуска. Тогда вы избежите вибраций камеры при экспонировании. Желательно также использовать и предварительный подъем зеркала.

Отрегулируйте высоту и положение фотоаппарата и слайд-адаптера с пленкой таким образом, чтобы центр снимаемого кадра пленки находился на оптической оси объектива, а кадр пленки занимал максимальную площадь в видоискателе. Для точной настройки удобно использовать режим Live View .

Затем наведитесь на резкость и настройте экспозицию. Для получения максимально резкого изображения желательно прикрыть диафрагму на 2-3 ступени (например, на своем макрообъективе Canon EF 100 mm f/2.8 Macro USM я использую значение диафрагмы f/5.6 или f/8). Для уточнения экспозиции сделайте несколько пробных снимков.

Выполните пересъемку нужных кадров и загрузите файлы в компьютер.

Совет: установите программное обеспечение, которое включено в комплект покупки камеры. В нем есть утилита для съемки с помощью компьютера. Таким образом, вам не нужно будет загружать файлы с карты памяти камеры в компьютер - они сразу будут сохраняться на жестком диске в указанном вами месте.

Обработка результатов съемки

Откройте полученные файлы в модуле Adobe Camera Raw. Они должны выглядеть примерно так

Теперь начинается самое интересное. Нам нужно превратить негативное изображение в позитивное, то есть инвертировать его. Для этого нужно зайди во вкладку Тоновая кривая , и выбрать точечную кривую.

Измените форму кривой, перетащив ее конечные точки

Теперь нужно настроить баланс белого и тоновый диапазон изображения. Выберем инструмент Баланс белого , нажав клавишу I . Кликните пипеткой по области, которая должна быть близкой к нейтральному цвету

Инструкция

Приобретите любой фотоувеличитель и любой проектор для слайдов и диафильмов. Хорошими местами для поиска таких приборов являются различные -аукционы. Убедитесь в полной исправности прибора перед его приобретением, если вы не умеете устранять в них самостоятельно. Во втором случае строго соблюдайте меры безопасности. Помните, что эти приборы рассчитаны на периодическое отключение с целью охлаждения.

Учтите, что фотопленки, снятые стандартными 35-миллиметровыми , имеют кадры, расположенные параллельно перфорации, а на диафильмах и диапозитивах они перпендикулярны ей, при этом, они имеют несколько меньший размер. Поэтому первые можно проецировать только увеличителем, а вторые - только проектором.

Установите на штатив. Чтобы кадры не расплывались, при съемке используйте в нем функцию таймера. Запустив таймер, уберите руки от аппарата, чтобы не раскачивать его, и подождите, пока будет произведена съемка. Не пользуйтесь для пересъемки телефоном даже с хорошей оптикой, хотя бы потому, что у него нет штативного гнезда.

Большинство штативов не позволяет направлять фотоаппарат вверх. Поэтому если вы пользуетесь увеличителем, расположите его горизонтально. Прикрепите к его столику лист белой бумаги, который будет экраном.

При пользовании проектором настройте его таким образом, чтобы изображение имело диагональ порядка полуметра.

Полностью затемните помещение при съемке.

Если вы переснимали негативы, превратите их в позитивы. На это способен далеко не всякий графический редактор. Из бесплатных и простых в использовании редакторов хорош Mtpaint.

На фотоаппарате включите режим съемки с близкого расстояния. Расположите его так, чтобы изображение занимало кадр полностью. Убедитесь в хорошей фокусировке изображения.

Не выкладывайте в интернет диафильмы и диапозитивы, снятые в студии, без разрешения правообладателей, а кадры из собственного фотоархива - без разрешения изображенных на них лиц.

Видео по теме

Несмотря на популярность и доступность цифровой фототехники, пленочная фотография по-прежнему вызывает интерес. Магазины, где продают старые пленочные аппараты и фотоматериалы, на отсутствие покупателей не жалуются. Отпечатать фотографию с пленки можно несколькими способами.

Подготовка

Напечатать классическим способом цветные фотографии вам, скорее всего, в не удастся. Процесс этот далеко не безвреден, а к тому же сейчас крайне проблематично достать химикаты и некоторое оборудование. Кроме того, бумага для цветной печати практически не выпускается. Так что пленку лучше всего сдать в мастерскую, где могут отпечатать и фотографии. А вот если черно-белую печать вы вполне можете освоить, благо оборудование для нее можно купить в комиссионном магазине, причем очень недорого. Вам понадобятся:
- фотоувеличитель;
- красный фонарь;
- 3 кюветы;
- стол или большая доска;
- пинцет;
- таз;
- проточная вода;
- проявитель;
- фиксаж;
- столовый уксус из расчета 1 ст.д. на 0,5 л воды;
- посуда для разведения химикатов;
- .
Бумагу и химикаты можно купить в специализированных магазинах или через интернет. Разумеется, предварительно нужно сдать в проявку пленку или проявить ее самим. Делается это в специальном бачке, который можно приобрести там же, где и остальное оборудование.

Печать классическим способом

Печатать фотографии нужно в темном помещении (например, в ванной) при свете красного . Разведите химикаты согласно инструкции на упаковке. Проявитель может быть в порошке, или растворе, фиксаж тоже. Установите оборудование на стол. Налейте в одну кювету проявитель, во вторую – воду с соответствующим количеством уксуса (для стоп-ванны), в третью – фиксаж. Поставьте таз в ванну или раковину, налейте в него немного воды. Пленку вставьте в рамку увеличителя. На деревянное основание увеличителя можно положить лист белой бумаги, чтобы регулировать резкость и кадрировать. Перед тем, как открывать пакет с фотобумагой, прочтите, какая нужна экспозиция. Бумагу можно доставать только при красном свете. Выключите свет, положите на основание увеличителя фотобумагу, отодвиньте красное стекло и подержите столько, сколько нужно (можно использовать ). Закройте объектив стеклом, лист фотобумаги опустите в проявитель. Подержите согласно инструкции, затем опустите отпечаток в кювету со стоп-ванной на пару секунд, а затем в фиксаж. После фиксирования следует промывка в тазу с проточной водой. Готовые отпечатки можно разложить на гладкой водоотталкивающей поверхности или отглянцевать.

Цифровая печать

Этот способ подходит и для цветных, и для черно-белых пленок. Вам понадобятся:
- сканер для фотопленки;
- компьютер с программой под сканер и Adobe Photoshop;
- цветной принтер.
Отсканируйте пленку с максимально возможным разрешением. Сохраните картинку на компьютер. Если хотите получить фотографию высокого качества, лучше всего выбрать формат tiff. Помните, что минимально пригодное качество печати вы получите при разрешении не ниже 300 dpi Если фото нужно уменьшить, сделайте это, не снижая разрешения. Откройте снимок в Adobe Photoshop, откройте в верхнем меню вкладку «Изображение» - «Размер изображения» флажок в окошке «не менять пропорции». Задайте нужный размер изображения. Нужно помнить, что, даже если вы увеличите геометрические размеры и разрешение, к реальным изменениям размеров изображения это не приведет. Печатать можно из Adobe Photoshop, но лучше из какого-либо программы для просмотра, где можно установить в том числе и положение на листе.

Видео по теме

Фотографии, сделанные методом оптической печати, могут иметь безусловную семейную, историческую и даже художественную ценность. Но обеспечить долгую жизнь фотоотпечаткам, особенно цветным, довольно сложно. Оцифровка фотографий является единственным способом, позволяющим сохранить эти материалы.

Вам понадобится

  • - планшетный сканер;
  • - программное обеспечение к сканеру;
  • - компьютер с предустановленной программой Adobe Photoshop.

Инструкция

Возьмите сканер с функцией сканирования цветных изображений. Рабочая поверхность сканера должна быть не меньше фотографий, которые вы собираетесь оцифровать. Обычно для оцифровки домашнего фотоархива достаточно сканера формата А4, но некоторые (например, групповые) фотографии могут быть и больших размеров.

Установите прилагаемое к сканеру программное обеспечения на компьютер. Подключите сканер к компьютеру. Положите фотографию на рабочую поверхность сканера изображением к стеклу и обязательно закройте крышкой. Во время всего процесса сканирования крышку сканера открывать нельзя.

На компьютере запустите программу Photoshop. В меню File откройте вкладку import. Из открывшегося списка устройств вам нужно выбрать ваш сканер. Далее перед вами откроется окно сканирования. Проведите предварительное сканирование и выделите область фотографии или ее участка, который вы хотите оцифровать.

Теперь вам нужно установить режим сканирования. Начните с разрешения. Стандартное разрешение цифрового изображения имеет значение 300 dpi (300 точек на дюйм). Меньшее разрешение брать не следует. Но фотографии, выполненные методом оптической печати, имеют более высокую детализацию, чем цифровые. Это позволяет выбрать большее значение разрешения сканирования, что можно использовать позже для увеличения размеров изображения. К сожалению, этот метод не даст результатов при сканирования фотографий, выпаленных на рифленом фотокартоне, а также напечатанных цифровым способом.

Логично сканировать цветные фотографии в режиме цветного сканирования. С монохромными фотографиями все не так однозначно. Если вы хотите сохранить теплые тона фотобумаги «Бромпортрет» или фактуру старой фотографии, вполне можно сканировать оригиналы как цветные. Цветное сканирование помогает произвести коррекцию шума или ретушь в слоях. Здесь все зависит от вашего выбора. Если же вы не намерены использовать эти приемы, то можете выбрать режим Grayscale (градации серого).

Функциями подавления шума, пыли и прочими дополнительными установками злоупотреблять не стоит. Программа Photoshop имеет больше возможностей для решения этих задач, и лучше будет воспользоваться ею. Иногда целесообразно увеличить яркость сканирования для слишком темных фотографий, но уровень вносимых изменений придется выбрать экспериментально. Процесс сканирования на сам фотоотпечаток не влияет, поэтому можно при необходимости его повторить, изменив настройки.

Далее вы можете приступить к самому процессу сканирования. Он занимает некоторое время, по истечении которого фотография появится в окне программы Photoshop. В этой программе вы можете повернуть изображение в нужное положение, провести коррекцию цвета, яркости и контрастности, обрезать кадр. Здесь же можно осуществит ретушь, убрать утраты, пыль и царапины. Программа Photoshop имеет очень большой набор фильтров, позволяющий выполнить практически любые необходимые действия с изображениями.

Статья была написана более 10 лет назад, но способ не потерял своей актуальности....

Многие в те недалекие времена снимали простыми пленочными мыльницами, а иногда и зеркалками. Снимки печатали в минилабах, хранили в альбомах...

Прошло несколько лет и в быту безраздельно властвует цифра. Большая часть снимков не печатается, а хранится в компьютерах. Старые альбомы потихоньку редеют, то один родственник попросит старый снимок, то другой. В какой-то момент открываешь альбом и не находишь там нескольких своих любимых снимков.

Я думаю, у многих сохранилось достаточно не оцифрованных пленок семейных архивов. Пленка- вот она, печатать неохота, хочется снимок в компьютер.

Срочно оцифровать. Но чем? Плохонький сканер оцифровывает плохонько, хороший стоит неплохо, дома уже есть один - старенький не ломается зараза, а выбросить жалко.

Зато есть средний цифровик. Может им? Какая марка? У меня Olympus C4000. В интернете нахожу среди аксессуаров адаптер для сканирования пленки. Ага, может значит! Срочно купить! Сколько стоит? Чего? Я свой фотик за эти деньги покупал!

Захожу в форумы, читаю отзывы, ничего особого, просто насадка на объектив. Один мой знакомый снимал слайды, дает мне пару рамок для слайдов. Из баночки для корма аквариумных рыбок делаю кусок трубы, чтобы он плотно оделся на объектив (баночки бывают самых разных диаметров, поэтому удалось подобрать точно по диаметру объектива) и чтобы рамка находилась на расстоянии фокусировки камеры. Главное точно отрезать трубу соблюдая параллельность плоскости линзы. Креплю рамку холодной сваркой, которая лежит в машине у каждого автолюбителя (45 руб.). Рамка даром. Ну вот адаптер и готов.

Скорее сканирую. Сначала навожу в небо через окошко. Делаю снимок один-десятый результат нулевой. Нет синего канала, зеленый- никакой. Не нужно быть очень умным, чтобы понять, нужен ровный расcеяный свет как в сканере. Внутренний голос говорит, что затея провалилась. Теоретически нужно искать матовое стекло, крепить его к моей хлипкой конструкции. А свет? Где его брать? Чтобы источник был ровным? Слишком много канители. Идея забрасывается.

Через некоторое время, сидя в фотошопе, создаю новый документ, он раскрывается на весь экран, фон белый. Ха! Вот он источник белого ровного света (монитор ЖК, про другие ничего сказать не могу). Итак создаем новый белый документ и разворачиваем его на весь экран и все.

Некоторое время экспериментирую. И вот почти полная повторяемость. Просто нужно соблюсти определенную последовательность действий

Ну вот и все.

Примеры всех трех каналов после сканирования плюс итоговый снимок ниже. Для своей камеры после инверсии в фотошопе подобрал корректирующие кривые, они приблизительно одинаковые для всей пленки, но немного отличаются от марки пленки. Чтобы ускорить процесс обработки для пленки пишу action: обрезка, исправление бочки, инвертирование, корректирующие слои. Потом вручную более точная коррекция.

На этих снимках специально не трогал бочку, чтобы было представление о том,что получается на выходе.

Сверху вниз:

  • негатив,
  • красный,
  • зеленый,
  • синий каналы